">а__а_ _

В защиту жизни

Форум для особых родителей, чутких сердец и слингомам
Текущее время: 28 апр 2017, 20:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гиперкинезы
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 17:28 
Не в сети
верный друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 янв 2007, 20:06
Сообщений: 1032
Откуда: Москва
Возраст: 38
ВЗЯТО С ФОРУМА "ОСОБОЕ ДЕТСТВО"
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=263
(специалист Л.Зельдин)

Предисловие

Эти записки должны облегчить жизнь родителям, которых кто-то обучает занятиям с их ребенком. А в условиях отсутствия такого обучения они могут помочь родителям лучше понять? в чем и почему нуждается их ребенок.

Текст предназначен для последовательного чтения, так как в нем не разделены "теория и практика". Структура текста определена некоторой логикой последовательности упражнений, к описанию которых привязаны различные, важные для занятий, обсуждения.

Описываются проблемы условного ребенка с хорошо представленными гиперкинезами, а также упражнения и принципы построения занятий, направленных на их решение.

Эти описания не являются универсальными комплексами рекомендуемых для выполнения упражнений. Таких нет и не может быть. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, и даже при должном обучении и опыте бывает очень непросто определить не только – что делать, но и сколько и как.
Лишь в ситуации полного отсутствия врачебной поддержки можно пытаться самостоятельно строить занятия, но не забывая, что самые лучшие и правильно проводимые занятия могут приносить не только пользу, но и вред, зачастую, к сожалению, очень большой.
Для этого бывает достаточно, например, наложения не согласующихся методик.

Автор отдает себе отчет, что текст не блещет литературными достоинствами, но надеется, что это не помешает извлечь из него что-то полезное терпеливому читателю.

Настоятельно рекомендуется все фрагменты текста, в которых описываются упражнения, распечатывать, после чего самим проделывать все описанное, внимательно разбираясь с происходящим во время их выполнения. Конечно, в индивидуальную программу занятий Вашего ребенка не войдут все описанные ниже упражнения. Более того– их в ней может вообще не оказаться, но работа понимания, проделанная Вами в процессе их разбора, и навыки, при этом приобретенные, могут помочь делать то, что нужно Вашему ребенку.
Основные проблемы
Представим себе многоквартирный дом, квартир эдак на 300, жильцы которого решили договориться, какого цвета тюльпаны посадить на клумбе во дворе.

Им придется решить множество проблем, прежде чем тюльпаны зацветут.

Попробуем им помочь.

1. Для начала попробуем выяснить, что они знают про тюльпаны, и обнаружим, что все жильцы дома видели тюльпаны только на черно-белых фотографиях.

Ребенок с гиперкинезами не имеет опыта нормального движения и не может его самостоятельно приобрести. Это самая главная проблема.

Поэтому важнейшим является цикл упражнений на приобретение такого опыта.

Это всегда некоторый комплекс поначалу пассивных ритмизированных движений, которые постепенно превращаются в совместные согласованные, из которых затем высвобождаются самостоятельные.
Надо дать ребенку на собственном опыте обнаружить, что движения могут иметь множество цветов и оттенков: быть сильными и слабыми, быстрыми и медленными, большими и маленькими, и каждый по своему хорош.

2. Следующее, что мы обнаружим, – это то, что жильцы и не подозревают, что тюльпан – это не просто цветочек на стебельке, как они видели его на картинке, а растение, которое имеет некоторый жизненный цикл, синхронный с годовым, и они согласны цвести только во вполне определенное время. А для того, чтобы это произошло, надо выполнить множество условий.
Ребенок с гиперкинезами никогда и ничего не может сделать вовремя.
Он не умеет согласовываться во времени.

Приобретение опыта своевременности, без которой любое движение ошибочно, – вторая по важности задача, решаемая в тех же упражнениях, выполняемых просто с другими акцентами.

И для приобретения опыта своевременности акцент поначалу делается на паузе, на отсутствии движения, из которого оно только и может родиться.

Наши жильцы должны узнать, что тюльпаны должны глубоко уснуть на зиму, спрятавшись в луковицы, иначе не будет никаких цветочков.

Выстраивание такой паузы, состояния без движения, часто бывает не простой задачей. Гиперкинезы часто активны даже тогда, когда ребенок тихо лежит и слушает сказку.

Потому что очень часто в них вовлечены и дыхательные координации. Поэтому

3. Простраивание правильных дыхательных координаций входит в круг важнейших задач, и освоение работы с ними должно начинаться с самого начала занятий.

Но я же не знаю, как все это делать! – наверно, наконец скажете Вы. Правильно, поэтому

4. Помните, что самое, самое важное и сложное в занятиях с ребенком, – это научиться с ним заниматься.

И не думайте, что Вам нужно просто узнать, что делать, и что Вам хватит имеющихся у Вас навыков. Нужных для занятий навыков у Вас нет, и они не появятся завтра сами по себе.
Но без них Вы не сможете помочь своему ребенку. И никто не сможет, потому что гиперкинезы с уважением относятся только к настойчивым, длительным занятиям, продолжающимся непрерывно, месяцами.
Не пугайтесь, успешность таких занятий обычно видна буквально на первых минутах, но серьезный и стойкий результат получается только при достаточном времени цикла. Минимальным можно считать несколько месяцев.
Трудоемкость таких занятий невелика, но шансов на то, что с неба свалится и поселится в Вашем доме дядя или тетя, которые и будут делать все необходимое, практически нет. Рассчитывать надо только на себя. Поэтому

5. Отделите Ваше обучение от собственно занятий, потратьте на него необходимое время.
Ваше самообучение – еще одно важнейшее дело. Происходящее на глазах Вашего ребенка, оно может дать ему бесценный опыт, которого ему так не хватает. Этим личным примером Вы можете научить Вашего ребенка учиться делать то, что он не умеет. И

6. Самый главный пункт. Ни в коем случае не превращайте тело Вашего ребенка в предмет для Ваших манипуляций.
Все, что Вы делаете с ним, должно происходить обязательно при его активном участии. Даже если оно заключается только в сопереживании. Любое вторжение чужой воли, даже с самыми благими намерениями и даже с, формально, замечательными результатами, может быть настолько травматично, что последствия такой травмы приходится преодолевать годами.

Ну вот, у нас получилось всего 6 самых главных пунктов. Перечислим их снова в обратном порядке:

6. Всегда помните, что Вы можете только помочь Вашему ребенку научиться справляться со своим телом. Поэтому он всегда главный даже во время пассивных занятий.

5. Учитесь на глазах своего ребенка – никто не придумал лучшего способа научить его учиться.

4. Никуда не спешите, у Вас впереди много времени, гиперкинезы никуда не убегут. Спокойно разберитесь, что и как Вам надо делать, и освойте то, что не умеете.

3. Ключевыми в занятиях обычно оказываются дыхательные упражнения.

2. Дыхательные упражнения – это только один из видов ритмических занятий, в которых надо добиться, в доступных формах, освоения своевременности.

1. В основе успеха любых двигательных занятий – организация правильных намерений, которые не возникают ниоткуда. Для того, чтобы что-то захотеть, нужно иметь об этом представление.

Теперь нам пора вернуться к тюльпанам.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 17:29 
Не в сети
верный друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 янв 2007, 20:06
Сообщений: 1032
Откуда: Москва
Возраст: 38
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Остановились мы на паузе – на зимнем сне луковиц, необходимом для появления цветов.
Любое движение появляется только из отсутствия движения.
Этим отсутствием и надо заняться в первую очередь.

Описание занятий

Тема N1
Воспитание пауз между вдохом и выдохом.

Порядок Ваших действий следующий:

1. Строите ситуацию, в которой ребенок молча и спокойно лежит на спине, с согнутыми в коленях ногами. Под головой подушка и, возможно, подушка под ногами. Но без помощи телевизора, радио и т. п.
Обеспечиваете гарантированное отсутствие вмешательства в эту ситуацию ближних на протяжении всего времени занятия, которое составит поначалу минут 5, потом растянется до 10-15, а в какой-то период может достигать и получаса.
Эффект в занятии накапливается и любое выпадение обычно возвращает к начальной точке.

2. Кладете свои руки на грудь и живот ребенку и ... ничего не делаете.
Задача не такая простая, как кажется. Вам нужно поддерживать покой ребенка, а значит – занимать своими разговорами, но не следить, чтобы не вызвать у него никакой активности. Даже мимической. А руки Ваши должны спокойно лежать в это время на его груди и животе.
Делать это надо до тех пор, пока Вы не обнаружите, что Ваши руки двигаются вместе с его дыхательными движениями, никак на них не влияя. После этого переходите к

3. Отслеживанию дыхания. Ваши руки должны соглашаться со всем, что происходит в дыхательном цикле ребенка даже тогда, когда он сбивается. При тяжелых гиперкинезах дыхание может быть вообще весьма хаотичным. Но это не должно Вам мешать следовать за ним.
С некоторой вероятностью Вы сможете обнаружить, что вдох и выдох животом и грудью у Вашего ребенка не синхронен, что есть более-менее значительная парадоксальная фаза, в которой грудь и живот движутся в противоположном направлении, что дыхание очень частое и поверхностное, а в дыхательной мускулатуре гуляют какие-то вспышки локальных сокращений, никак не связанные с дыхательным циклом и его сбивающие. Такая картина имеет достаточно большое распространение.
Научиться отслеживать все это не так сложно, как кажется. Главное – дать своим рукам расслабиться и "прилипнуть" к телу ребенка.
После этого переходите на следующий этап, к

4. Активному сопровождению. Это значит, что Вы достаточно отчетливо нагружаете свои руки, но сохраняете следование текущему дыханию. Когда это получается, переходите к следующему этапу, а именно к

4. Раскачиванию. Нагрузка на ваши руки чуть увеличивается к концу выдоха и возвращается к средней величине к началу вдоха, а к концу вдоха падает практически до нуля, и опять набирается к началу выдоха.
Получаются эдакие качели, но Вы не навязываете дыхательный ритм, а следуете за имеющимся.

Но мы же говорили, что возможны асинхронизмы между брюшным и грудным дыханием, неритмичное дыхание и вообще хаотические вспышки напряжений! А со всем этим что делать? А к тому моменту, корда Вы доберетесь до раскачивания, у Вас уже будет вполне четкое ощущение дыхательного цикла и Вы просто пытайтесь следовать именно ему, чуть отставая при ускорении или чуть обгоняя при замедлении. Точно так же и с асинхронизмами. Чуть обгоняя отстающих и чуть отставая от опаздывающих.

Понятно, что все это описание выглядит пугающе непонятным. Поэтому потренируйтесь, для начала, с кем-нибудь из здоровых взрослых. До тех пор, пока у Вас не начнет получаться главное, ради чего мы пытаемся научиться делать это упражнение: дыхание Вашего подопечного станет углубляться, а вслед за этим частота дыхания упадет.
После этого попробуйте все это поэтапно освоить с ребенком, и если у Вас все получится, то Вам удастся синхронизировать работу дыхательных мышц, что зачастую приводит к падению частоты дыхания раза в два из-за сильного увеличения реального дыхательного объема.
Если чувствуете себя очень неуверенно, поспрашивайте окружающих – встречаются логопеды, которые все это умеют. Шансы найти такого человека невелики, но, на практике, все это достаточно легко осваивается. Конечно, если ребенок не очень маленький и умеет достаточно долго и спокойно лежать.

Но это не все. Вы создали паузы между вдохом и выдохом и заодно получили глубокое ритмичное дыхание без гиперкинезов в покое.
Но его правильный рисунок поддерживаете Вы, своими руками.
Теперь надо от Вашей помощи освобождаться. Но это уже Тема N2.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 17:31 
Не в сети
верный друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 янв 2007, 20:06
Сообщений: 1032
Откуда: Москва
Возраст: 38
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Тема N2
Освоение самостоятельного глубокого дыхания в покое.

Имеет смысл пытаться это делать только со вполне сознательным человеком и, обычно, после 12 лет. Чтобы научить ребенка глубоко дышать самостоятельно, надо

1. Начать подкладывать его руки под Ваши во время занятия.
После того, как ребенок начнет успешно отслеживать собственное дыхание руками, подберите пару предметов, которые, по его мнению, вполне соответствуют обычно используемому Вами давлению. И

2. Постепенно передавайте всю работу Ваших рук рукам ребенка.
Начиная с конца, когда дыхание уже стабильное и глубокое, добивайтесь, чтобы ребенок сам научился поддерживать его качелями.

А если у моего ребенка такое точно не получится?!
Ничего страшного, есть и другие пути, но этот по-своему хорош и, если возможно, по нему полезно прогуляться, добиваясь в дальнейшем автоматизации дыхания и его устойчивости на фоне двигательной активности, с построением их адекватной связности.
Помните, как в гимнастике: наклонились – выдохнули. У Вашего ребенка такое тоже должно получаться само собой.
Ну и, конечно, добиваясь выхода на произвольное дыхание, которое нужно для речи.

Но еще до того, как он начнет сам справляться с регуляцией своего дыхания, нужно при первой возможности начинать заниматься его автоматизацией, а для этого

3. Присоединяем параллельные действия. Годятся любые, из числа наиболее доступных. Обычно предлагаешь исходно удерживать какое-нибудь напряжение. Смотреть в определенное место, держать одну ногу на другой, держать брови поднятыми, буквально любое легкодоступное. Но держать это напряжение определенное количество дыханий, скажем 3-4, затем снимать, держать паузу еще столько же, а затем снова, вовремя, создавать и удерживать напряжение.

Это все оказывается обычно совсем не простым занятием, и ничего такого, как правило, ребенок с гиперкинезами не умеет (1).

После первичного запуска своевременности нужно пробовать справляться со все более проблемными движениями, но не вовлекающими корпусную мускулатуру.

Особого внимания требуют:
мимическая мускулатура, которая прорабатывается в виде, сначала, удержания по подражанию набора гримас, а затем освоения переходов между ними,
мышцы шеи, в виде перекладываний головы, обычно исходно с помощью,
жевательные движения, через открывание и закрывание рта, отдельно и вместе с перекладываниями головы,
артикуляция, которая актуализируется через различного рода шипения.

Все это, естественно, делается на уже стабилизированном дыхании и с опорой на его ритм.

Запускать каждое проблемное движение надо аккуратно, эти, как кажется, очень простые действия могут быть очень трудны для ребенка.

Не перегружайте его и всегда старайтесь завершать занятие на позитиве, оставляя на конец занятия пару задач, с которыми он точно справится.

4. Только после того, как вы убедились в некоторой артикуляционной успешности ребенка, имеет смысл переходить к голосовым упражнениям.
Они начинаются с любого удобного для него звука, которым может оказаться, например, "А" или "М".
Поначалу все, что Вам требуется, – это спокойное плавное звучание с плавным развитием и завершением звука. равномерное и управляемое звучание.

Постарайтесь сделать из этого игру. Показывайте пример, вкладывайте в голос разные эмоции. Ребенок с гиперкинезами никогда не мог их выразить голосом, ему трудно догадаться, что можно делать со звуком, он обычно имеет очень бедное гуление и лепет, в которых здоровый ребенок осваивает интонационные возможности, но по подражанию, когда появляется такая возможность, удается многое.

Все эти занятия я включил в тему освоения самостоятельного глубокого дыхания в покое, потому что сознательное удерживание себя даже от намеков каких-либо действий покоем назвать нельзя, а только в таком состоянии, зачастую, бывает доступно правильное дыхание.
Только когда хоть немножко освоены все возможные действия, ранее дыхание срывавшие, человек может спокойно лежать и дышать в свое удовольствие.
Не пугайтесь, если на некоторое время это станет возможной формой времяпрепровождения. Полежать, подышать ... –
конечно, странноватое для человека занятие, но если помнить, что эта возможность в новинку ...

(1)Только в процессе освоения таких упражнений Вы начнете понимать, как много совершенно естественных для Вас действий, оказывается, совершенно не доступны Вашему ребенку.
Часто родители пугаются в такие моменты и норовят рвануть сразу в светлое будущее. Но, как давно заметили китайцы, чтобы подняться на гору, надо сделать 1000 шагов. Нет другого способа, и Вы должны всегда помнить, что обучение, как и политика, есть искусство возможного.
Постоянно надо искать, как сделать следующий шаг, и всегда помнить, что он может быть только очень маленьким по сравнению с путем, который надо пройти.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 17:32 
Не в сети
верный друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 янв 2007, 20:06
Сообщений: 1032
Откуда: Москва
Возраст: 38
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Тема 3
Согласование дыхания с работой основных мышечных групп корпуса.
Вся мускулатура корпуса так или иначе участвует в дыхании, которое у людей в очень хорошей физической форме спокойно разворачивается на фоне очень объемных и сильных движений.
Я, например, наблюдал, как тренер, делая сальто, одновременно объяснял, как его делать. Если я отворачивался, то не мог понять, в какой момент он просто стоит и говорит, а в какой летит и говорит.
Большинство людей, конечно, далеки от такой кондиции, но, в неких разумных пределах, имеют возможность и дышать и двигаться одновременно. Система регуляции движения постоянно находит компромиссные решения для одновременной реализации двух конфликтующих между собой функций.
Точнее даже не двух, а трех, если вспомнить про удержание равновесия, до постановки которого, мы, надеюсь, тоже доберемся.

Но, для начала, нам хватит проблем и с согласованием двух.
Ведь именно несогласованность различных компонентов системы управления движением и является основной причиной гиперкинезов.

Мы разобрали один из путей постановки эффективных дыхательных координаций и налаживания их устойчивости на фоне тонических напряжений в корпусе, которые всегда возникают как база периферических движений.

Если эти тонические напряжения конфликтуют с дыхательными, то наблюдаются неуправляемые скачки напряжений в корпусе, делающие эффективное периферическое движение невозможным.
Ведь несмотря на то, что, например, протягивание руки кажется нам вполне локальным событием, оно является только проявляющейся в движении частью глобальной тонической системы напряжений, не проступающих в движении, но являющихся его неотъемлемой частью, которые, с "обратной" своей стороны, должны быть согласованы с дыхательными движениями.

Именно эта парадоксальная способность корпуса сохранять неподвижность на фоне дыхательных движений и дает нам возможность подойти к задаче налаживания дыхательных координаций и их согласования с основными движениями в корпусе с другой стороны.

Мы можем "вторгнуться" в неподвижность лежащего тела и менять его форму, вызывая таким образом регуляцию дыхательных координаций. Простые и естественные изменения формы тела, вызывая простраивание под них дыхательных координаций, могут сами становиться основой их правильной организации.

Все, что для этого требуется, – это пассивные изменения формы тела в ритме дыхания.
Но это не так просто, как кажется, поэтому только после освоения надежного восприятия дыхания ребенка и умения синхронизироваться с ним имеет смысл пытаться двигаться по этой дорожке, которая содержит и еще один, очень важный инструмент организации дыхания: управляемое повышение уровня углекислоты в крови.

Опишу, наконец, основную форму упражнения, которая, естественно, по самым разным причинам подходит далеко не каждому ребенку, поэтому не спешите пробовать на своем.

Кладем ребенка на пол, постелив предварительно что-то подходящее. Под головой довольно высокая подушка.
Руки ребенка охватывают его нижние ребра. Предплечья параллельны и лежат поперек грудной клетки.
Становимся снизу на колени лицом к ребенку и, взяв его ноги в свои руки, сводим их вместе и сгибаем в тазобедренных суставах и коленях.
В этой позиции мы имеем возможность сильно влиять на дыхание ребенка, прижимая его бедра к животу, одновременно, через его руки, надавливая и на грудную клетку.
Но, в первую очередь, надо внимательно отследить комфортность этой позиции для ребенка.
Крайне желательно к моменту начала таких занятий выстроить уже мимическое и голосовое сопровождение дыхания, что значительно облегчит Ваши задачи и создаст дополнительные возможности для регуляции дыхания, которая, нормально, задается именно через звучание, в первую очередь совместное с вами или поочередное.
Дальше Вам надо убедиться, что Вы в этой позиции достаточно надежно сопровождаете дыхание ребенка, просто немного сгибая и разгибая его бедра.
И на этой фазе занятий, и на более интенсивных Вам необходимо добиться поддержки зрительного контакта, с вовлечением ребенка в как можно более активное подражание, и мимическое, и голосовое.
Сбрасывание зрительного контакта, выпадение из голосового и мимического взаимодействия – важнейшие признаки ошибочности Ваших действий.

Когда Вам удалось наладить рабочую ситуацию, начинаете, очень аккуратно, поддерживать сгибанием бедер и надавливанием на живот и грудную клетку, выдох ребенка.

В этой ситуации значительно увеличить глубину выдоха довольно легко, но, может оказаться, что даже кажущееся Вам незначительным вмешательство в дыхание довольно сильно переживается ребенком, вплоть до испуга или выраженного дискомфорта.
Поэтому никуда не спешите, пробы своего вмешательства всегда делайте короткими, потому что реакции на него могут разворачиваться с задержкой. Внимательно следите за позитивностью отношения ребенка к занятию.

Итак, предположим, что у Вас все получается, и ребенок вполне доволен этой новой игрой.

Тогда Вы, очень аккуратно, форсируете и удлиняете выдох, добиваясь роста его глубины и падения частоты дыхания.

Если Вы умеете правильно плавать, с выдохом в воду, то Вам знакома похожая ситуация, но, даже в этом случае, настоятельно рекомендую попробовать "на собственной шкуре", что испытывает ребенок, попросив кого-нибудь проделывать с Вами описанные действия.

Наконец и Вы, и ребенок чувствуете себя вполне уверенно в этом упражнении.

Тогда Вашей задачей является построение приемлемых для ребенка циклов выполнения упражнения, внутри которых Вы можете наблюдать отчетливое увеличение глубины вдохов, как реакции на избыток углекислоты. Теперь Вашей задачей становится организация таких циклов, внутри которых сохраняется глубокое, равномерное дыхание с невысокой частотой. Скачкообразный подъем частоты дыхания говорит о том, что Вы перегружаете ребенка; в этом нет ничего страшного, но Ваша задача удерживаться в зоне глубокого, несколько замедленного дыхания.
Учтите, что такое дыхание, у гиперкинезника, возможно, получается впервые к жизни, что это не только обучение, но и, в первую очередь, комплекс физиологических реакций, требующий некоторого времени для своей стабилизации.
Постарайтесь предложить ребенку, в условиях такого развернутого дыхания, адекватное занятие, лучшим из которых будет громкое, эмоционально наполненное, хорошо модулированное звучание, доступные образцы которого Вы должны предлагать ребенку. Именно голосовые игры и должны стать для него, на некоторое время, центром событий во время этих занятий.

Через некоторое время Вы сможете, не обращая внимание ребенка на это, уменьшать Вашу роль в организации его дыхания, и получите, на выходе из этого этапа занятий, хорошее произвольное дыхание, как основу речи.

Конечно, само по себе это не получается, Вам, вероятно, понадобится много терпения, внимания и изобретательности для того, чтобы преодолеть неожиданно возникающие препятствия на этом пути. Например, могут быть проблемы с определенными звуками или интонациями. Можно ожидать и трудностей с постановкой коротких интенсивных вдохов, которые мы правильным образом размещаем в своей речи, совершенно не задумываясь, а гиперкинезнику всему этому придется учиться.
Но никакого другого пути просто нет.
Для того, чтобы выбрать цвет тюльпанов и вырастить их на клумбе, – в данном случае получить эффективное произвольное дыхание, – для начала нужно умудриться добиться успешных переговоров, в процессе которых заодно выяснится, кто чем собирается заниматься в деле появления тюльпанов на клумбе, и, в дальнейшем, эффективного взаимодействия жителей трех квартир: дыхательного центра, речевого центра и "центра" системы дыхательных координаций. Последний в кавычках потому, что очевидна распределенность такой системы, а предыдущие "центры" без кавычек потому, что это некоторые исторически, во времена всеобщей жажды единоначалия, когда всё пытались осмыслять через построение "пирамиды власти", сложившиеся термины.
На данном этапе занятий взаимодействию жителей этих квартир не должны мешать обитатели других, тоже в нашем деле не лишних, но для упрощения задачи Вашего обучения как главного координатора мы пока старались с ними дела не иметь. Прежде чем созывать общее собрание всех жильцов, имеет смысл наладить взаимопонимание с отдельными, а потом они помогут организовать остальных.

И вот теперь, с помощью жильцов этих трех квартир, имеет смысл приступать к достижению согласия с их соседями.

Прежде чем мы этим займемся, обратим внимание на то странное обстоятельство, что мы, пока теоретически, помогли ребенку наладить некоторые принципиально важные функции:
дыхательные координации,
произвольное управление дыханием,
эффективное звукообразование,
успешную своевременность ...
А ведь ни одной из них не было до занятий.
Откуда же они взялись?
А мы строили занятия так, чтобы слабое место одной функции поддержать сильным местом другой. Мы помогли организоваться жильцам одних квартир с помощью жильцов других.
До того, как мы организовали взаимодействие квартир, внутри каждой из них не было согласия по вопросу о тюльпанах, но общение с соседями помогло его найти.

Я пишу это незадолго до майских праздников и расскажу Вам военную историю.

В 41 году, на подходах к Днепру, мой дядя оказался во взводе, который оставили прикрывать отступление их части. Те, кому повезло больше, перед отходом отрыли им окопы поглубже, оставили патронов побольше и ушли, а дядя мой и еще 20 молодых ребят в нескольких окопах остались держать дорогу в месте, где их нельзя было объехать. Через несколько часов подошла колонна немецкой мотопехоты и стала расчищать себе дорогу. Через некоторое время все, кроме дяди и его приятеля, погибли, и они кинули жребий, кому перепрыгивать в соседний окоп, где оставался еще большой запас гранат. Выпало приятелю. Туда он перескочил благополучно и перекидал гранаты, но когда перескакивал обратно, пуля раздробила ему пяточную кость. Эти гранаты спасли им жизнь, потому что ребята они были здоровые и ловкие, гранаты кидали хорошо, осколки разлетаются на 200 метров, а они очень старались, чтобы гранаты взрывались в воздухе. Немцам ничего не оставалось, как пытаться их тоже закидывать гранатами. Некоторые из них попадали в окоп, но дядя и его приятель успевали их выкидывать. Лишь одна из немецких гранат разорвалась сразу после вылета из окопа, дядя не успел убрать руку за бруствер, и ему посекло осколками предплечье.
Еще через пару часов немцам надоела эта игра, и они поехали в дальний, многокилометровый объезд.

После чего дядя с приятелем сели в брошенный артиллерийский тягач и ночью, пристроившись к немецкой колонне, переехали по мосту через Днепр и спаслись.

А зачем я рассказываю эту историю?

А затем, что для того, чтобы вести гусеничный тягач, нужно две руки и две ноги. А такого комплекта, как Вы помните, в наличии не было ни у одного. Так вот, дядюшка мой сел на место водителя, а на колени ему сел приятель, который управлял рычагами, а дядюшка педалями.

И когда у нас вдруг, на ровном месте, образуется вполне эффективная функция, образуется она, скорее всего, именно так, за счет перераспределения ролей между различными мозговыми структурами в некоторых специальных условиях, которые делают такое перераспределение эффективным.

Поэтому бывает полезно, в случае проблем с какой-либо функцией, посмотреть, а нельзя ли найти недостающее у другой, может быть тоже не совсем исправной, но если создать условия, в которых эти функции смогут синхронизироваться, то они могут вполне успешно друг друга скомпенсировать.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06 фев 2008, 17:33 
Не в сети
верный друг
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 янв 2007, 20:06
Сообщений: 1032
Откуда: Москва
Возраст: 38
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Пока у нас два основных тезиса:
1. Согласование двух функций может давать третью.
Например:
согласование дыхания и артикуляции обеспечивает звучание.
2. Согласование нескольких функций может улучшить каждую из них.
Например:
Звучание с интонациями может дать произвольное, своевременное дыхание и улучшить звукообразование.

Еще пару слов про это. Дети уже на первых месяцах жизни правильно интерпретируют интонацию речи. Но интонация образуется за счет некоторой системы изменений тембра и высоты голоса во времени.
Ребенок с гиперкинезами лишен собственного опыта интонирования как голоса, так и движения, но Вашу интонацию интерпретирует правильно. Это значит, что некоторой способностью обеспечивать своевременность, пусть только в восприятии, он обладает и всегда хочет ее реализовать. Вот эту эмоциональную составляющую своевременности мы и можем использовать в занятиях, чтобы помочь ему добраться до эффективного движения.

А пока пойдем дальше и разберем, как же все-таки согласовывать дыхание с работой основных мышечных групп корпуса, что я обещал страниц 5 назад.

Это достаточно просто, опираясь на ту же интонацию.

Мы пока использовали в занятии только одно большое пассивное движение: сгибание-разгибание корпуса, образующееся вместе со сгибанием-разгибанием бедер, реализуя его в очень маленьком объеме. При этом работали у нас в этом сгибании-разгибании только мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер. И движение наше было жестко синхронизировано с дыханием.
Но это не значит, что антагонисты работавших мышц ничего не делали. Они очень слабо, но сокращались или удлинялись синхронно с нагружаемыми. Так что некоторый уровень организации движения мы там тоже воспитывали. Остается его актуализировать, а потом и добиться его функциональной эффективности и независимости от дыхания.

Как нам это сделать?

Для начала, желательно в рамках голосовых игр, увеличиваем объем пассивных движений в тазобедренных суставах, к которым естественным образом присоединяется увеличение сгибания-разгибания поясницы, а по дороге присоединятся и сгибание-разгибание коленей.
В процессе увеличения объема движения увеличивается его динамика, и акценты в переживании ребенка, уже имеющего, благодаря предыдущим упражнениям, опыт переживания ритмичного, интонированного голосом, дыхания, переносится на динамические ощущения при переходе от почти эмбрионального положения к практически выпрямленному. Почти – потому что голова его остается на подушке и мы внимательно следим за устойчивостью произвольного направления взгляда. Если взгляд вдруг немотивированно уходит вверх – значит, мы слишком резко или слишком сильно разогнули ребенка, попав в еще не освоенную зону.
Движение по-прежнему происходит в ритме дыхания. Возможно некоторое потряхивание в начальной и конечной фазах.

И вот, через несколько циклов, наступает ответственный момент передачи инициативы движения.

Конечно, желательно, чтобы и до этого, в других упражнениях, у Вас был соответствующий опыт, но приобрести его можно и здесь.
До этого момента вы с ребенком двигались согласованно, выстроив эту согласованность вокруг звучания и дыхания, но инициатива принадлежала Вам. Более того, ребенок оставался практически пассивным в сгибании и разгибании его тела.
Физически, но не в переживании.
Теперь Вам нужно помочь ему запустить самостоятельное глобальное сгибание и разгибание, согласованное с его ритмом дыхания, сохраняя над ними контроль.

Запуск отсутствовавшего движения всегда проходит через определенные стадии. Нужно иметь освоенные начальное и конечное положения, и опыт пребывания в произвольных промежуточных. Затем надо убедиться, что ребенок не теряет ориентацию в них, все эти положения контролируемы и обеспечиваются достаточными тонусами, которые создают основу для активного движения, за счет которого и обеспечивается самостоятельный переход из одного положения в другое.

Например, если Вы хотите научиться стоять на руках, то лучше всего, для начала, попросить пару приятелей подержать Вас за ноги. Чтобы Вы научились в этом положении ориентироваться и поддерживать и восстанавливать форму тела.
Для этого, вися вниз головой, надо пробовать всякие отклонения от простого висения. После этого имеет смысл пробовать опираться на руки, затем Вас должны несколько раз перевести из положения лежа на животе в положение стоя на руках. Потом надо освоить различные выходы из него, начиная с переката на спину. Только следующей задачей будет освоение балансирования, для чего Ваши ноги должны ловить сразу после потери равновесия и возвращать в баланс. И с самого начала Ваших экспериментов надо будет следить за сосудистыми реакциями, даже небольшое покраснение лица расценивая как декомпенсацию, и правильно оценивать Ваши силовые возможности, которых должно хватать для кратковременного удержания Вашего веса стоя на одной руке.

Поэтому крайне желателен собственный актуальный опыт освоения новых движений, без которого интерпретация состояния ребенка в процессе занятий весьма затруднительна.

Вернемся к нашей задаче. Мы собираемся запустить сгибание.
Для этого нужно понять, что сгибание – это, в первую очередь, напряжение живота. С него и начнем.

Положите одну руку ребенку на живот, в то время как другая контролирует его ноги. Положение руки на животе в процессе занятия надо будет многократно менять, иногда уходя на грудь.
Затем подмените надавливание на живот бедрами ребенка надавливаниями Вашей руки. Вначале можно просто подложить руку под бедра и надавливать на них, затем сместить акцент, а затем движение бедер должно несколько отстать от надавливаний на живот.
В конечной форме получится, что бедра не достают до живота и, более того, движение сгибания начинается с надавливания на живот, в ответ на которое должно развиваться отчетливое напряжение живота, сопровождаемое тягой бедер, может быть очень слабой поначалу. При этом не забывайте следить за сохранением контроля взгляда. Можно попробовать получить и параллельный подъем головы, что усилит сгибание бедер.

Не полагайтесь в занятиях на усердие и волю к победе.
Без умений, которых у Вас нет, они не принесут ничего кроме вреда. Внимание, терпение, интерес к поиску решений постоянно возникающих в процессе занятий мелких проблем, принятие реальных возможностей ребенка, сопереживание и готовность к диалогу, постоянная забота о содержательности Ваших занятий для ребенка понадобятся Вам для приобретения необходимых умений, по мере получения которых Вы обнаружите, что занятия – это просто еще одна форма Вашей, совместной с ребенком, жизни. А усердие и воля к победе отлично помогут Вам обеспечивать условия для этой жизни.

Содержанием занятий для Вас должно являться не получение результатов, а процесс их получения. Результаты являются, если угодно, побочным продуктом. Да, конечно, многодневный поход начинается в пункте "А" и заканчивается в пункте "Б", но это скорее необходимые условия участия в походе.
Отдаленные цели дети начинают удерживать только в подростковом возрасте, но даже тогда они не могут эффективно заниматься, если процесс продвижения к цели скучен, труден и неприятен.

Поэтому очень внимательно следите за происходящим в процессе выполнения упражнений.

Запуск отсутствующего движения всегда тонкий, немножко чудесный процесс, который неподвластен Вашей воле, но ... связан с Вашим желанием его получить. Так что без достаточного количества вложенных эмоций обычно ничего не получается.

Обычно новое движение запускается в очень слабом виде, хотя бывает и иначе. Но практически всегда оно очень быстро истощается, поначалу буквально после одной-двух попыток. Поэтому "прослаивайте" эти попытки другими движениями, выдерживайте небольшие паузы, но не теряйте из виду Ваше намерение это движение снова извлечь.

Отдельная проблема – гипотоничный, или спастичный, в данном случае все равно, живот. Если он не реагирует на надавливания, то надо отдельно с ним работать. Пока живот недостаточно реактивен, в рамках описанного маршрута занятий ничего не добьешься. Но это отдельная тема.

Следующей задачей после запуска синхронного с выдохом сгибания корпуса и бедер имеет смысл поставить их десинхронизацию.

Как же так? Мы ведь только что так старались получить синхронизацию.

Да, но целью нашей является не синхронизация, а согласованность, а это разные вещи.

К сожалению, в распространенных формах музыкальной культуры мы сталкиваемся только с синхронным исполнением, которое, на сегодня, дошло до игры музыкантов под метроном, замаскированный, правда, обычно под электронные имитаторы работы ударника.

Но нас интересует следующий уровень: несинхронное, но согласованное исполнение партий музыкантами, что услышать можно исключительно редко. Настолько редко, что, боюсь, Вам и представить такое сложно.
Но живем мы именно в такой системе. И социально, и психически, и моторно.
Жесткие схемы синхронизации напряжений, которые демонстрирует, нормально, ребенок в первые месяцы жизни, в дальнейшем должны быть размыты, так как реальные действия всегда состоят из множества согласованных, а не синхронных процессов.

Марширующая армия хороша на параде, но не на поле боя. После войны 67-го года западные военные аналитики испытали некоторый шок и валом повалили в Израиль. И каково же было их изумление, когда они обнаружили, что эта армия не умеет ходить строем! Представляете, не учили там солдат этим заниматься, и прекрасно обошлись. И аксельбантов никто не носил, и красивых фуражек не было даже у генералов. Страшно сказать, даже парадной формы не было. Обнаружили аналитики с удивлением, что заботились в Израиле в первую очередь о том, чтобы солдаты были дружны и между собой и с командирами.

Вот и нам это надо. Содружественность, а не связанность различных реакций. Про ее обеспечение думать, работая с гиперкинезами, надо на каждом шагу. Содружественность, понятно, предусматривает и возможность синхронности, но ею не исчерпывается.

Посмотрите, при случае, как действуют команды при перетягивании каната. Выигрывает та, которой удается найти для себя правильный ритм создания общего импульса. На момент синхронизации каждый в команде выходит сам. Команда объединяется в синхронном усилии только на миг, а потом еще раз, еще ... И выигрывает. Это очень интересное зрелище, когда люди, в условиях предельного напряжения, содружественно выходят на синхронное действие.

Так что давайте договоримся, что впредь, сразу после того, как удается организовать любую, достаточно надежную синхронность, Вы ищете способы превращать ее в согласованность. Или содружественность. Может, есть и более удачные слова, но пока не нашел.

Еще один пример.
Для того, чтобы идти по кругу, надо делать шаги одной ногой немного больше, чем другой. Так вот многие ДЦПята этого не умеют. Ноги у них синхронизированы. Просто двигаются в противофазе. И идти получается только по прямой.

Так как же мы будем выбираться из синхронности и получать согласованность? Так же как запуск нового движения, это – качественный скачок, и мы можем только всячески его облегчить.

Делаем наше сгибание-разгибание. В небольшом объеме. Правильный рисунок дыхания мы умеем поддерживать и рукой на животе. Поэтому можно попробовать сгибание-разгибание делать сначала через одно дыхание, а затем и одно сгибание - разгибание на два, на три дыхания. Вначале, конечно, пассивно, а, затем и активно. Дальше его нужно согласовать еще с каким-нибудь простым и легко доступным движением. Например, ребенок касается согнутых коленей руками. Или играем в такую игру-спектакль: исходно голова повернута в сторону, колени сгибаются, голова поворачивается и разыгрываем большое удивление: "это кто к нам пришел? а что принесли? ах, почему вы так быстро уходите? ну ушли, тогда я спать пошла," – и голова опять поворачивается в сторону. И т.д.

Таким образом, мы связываем с дыхательным циклом не одно, а целую серию событий, имеющих свои, внутренние, не зависящие от дыхания связи. Но дыхание продолжаем поддерживать рукой. Может быть, наша помощь и не нужна, но нужно уходить от нее осторожно и незаметно, убедившись, что ребенок, возможно, кратковременно и срывается, но легко сам восстанавливает правильный рисунок дыхания.

Примерно такие же игры надо отыграть и со скручиванием. Начав его с пассивного скручивания за согнутые в коленях ноги. Среднюю позицию оставляем, для начала, для вдоха, а боковые – для выдоха.
Потом выстраиваем любые сочетания фаз.

Дальше интересно раздышаться, лежа на боку, прижав ребенка, для удобства, спиной к стенке или спинке дивана.

Потом и на животе, подложив под живот ребенка свою руку, а освоившись, можно и его. Занявшись, в этой позе, согласованием дыхания с разгибанием корпуса. Чаще всего помогаешь ребенку перекладывать голову, поворачивая ее из стороны в сторону.

Доходит очередь и до поворотов.

В общем, делаем все что угодно в каждом положении и в переходах между ними, но только согласованно с дыханием.

Понятно, что приходится подбирать сюжет, роли для разных частей тела. Ребенок, что крайне желательно, должен во всех этих играх звучать.

Нужно достаточно много наиграться в разные игры лежа, чтобы подготовится к штурму следующей высоты: устойчивости дыхания на фоне балансирования.

Но у многих детей балансные реакции отсутствуют вообще, и прежде чем можно будет посмотреть, конфликтуют ли они с дыханием, их надо еще запустить.

Поэтому следующая тема будет посвящена балансным реакциям.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18 фев 2008, 00:31 
Не в сети
житель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 сен 2007, 22:55
Сообщений: 434
Откуда: Moscow
Лелька, очень сложно читать....
Намного лечге и понятнее было бы, если бы ты еще своими словами прокомментировала бы ...

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB