">а__а_ _

В защиту жизни

Форум для особых родителей, чутких сердец и слингомам
Текущее время: 24 янв 2018, 02:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 авг 2005, 19:06 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 38
Проблемы недоношенности.

Что такое недоношенный ребенок? Отвечаем на вопросы наших читателей.

Во-первых, это не просто маленький ребенок с маленьким весом, и все что ему нужно – этот вес набрать. Нет. Представьте себе, что Ваш малыш еще 2-3 месяца должен был развиваться внутриутробно, там он должен был созревать, должны были развиваться его органы, превращаясь в столь зрелые системы, которые могут уже существовать самостоятельно во внешней среде. Поэтому, прежде всего недоношенный ребенок – это "незрелость", его неприспособленность к отдельному от Вас существованию. Ему очень трудно быстро приспособиться, а врачам и медсестрам требуется много сил и знания, чтобы поддерживать его жизнь и дать ему возможность нормально "дозреть".

Самое главное для поддержания жизни – это дыхание, кровообращение и регуляция этих процессов.

Внутриутробно плод дышит через маму, то есть кислород и питательные вещества поступают через сосуды пуповины, а все вредные вещества также выводятся через эти сосуды и мама удаляет их своими почками и печенью. Легкие для дыхания ребенку еще не нужны. Они потихоньку развиваются, готовясь к первому вдоху при появлении на свет. Однако, для этого нужно специальное вещество – сурфактант, которое помогает "раскрыться" легким и не спадаться альвеолам, осуществляя газообмен. Созревание сурфактанта происходит после 28 недели беременности и заканчивается примерно к 36 неделе. Если ребенок рождается очень рано, этого вещества может еще не хватать и дыхание становиться затрудненным. Ребенок начинает часто дышать, синеет, ему необходимо больше кислорода. К сожалению, причинами нарушения дыхания могут быть еще и нарушение кровообращения или регуляции при поражении нервной системы или совокупность этих причин. Но в любом случае для лечения требуется специальная подача кислорода – через аппарат искусственной вентиляции легких. Кроме этого, нужно наладить кровоток. Все это очень сложные механизмы, требующие глубоких знаний врача и опыта ухода со стороны медсестер. Их труд достоин огромного Вашего уважения!

Искусственная вентиляция легких – это необходимость поддержания жизни ребенка. Без нее вряд ли он мог бы выжить и созреть, суметь дышать сам. Однако, получая высокие концентрации кислорода – почти 100%, для того, чтобы совершился адекватный газообмен, легкие ребенка как бы обжигаются. К сожалению, избежать этого нельзя - ведь на кон поставлена жизнь! "Ожег" легких приводит к спазму бронхов, продукции слизи. Это состояние называется бронхо-легочной дисплазией. Спазм и продукция слизи приводят к усилению одышки, нарушению газообмена, гипоксии и вторичному нарушению клеток нервной системы. В процессе роста ребенка постепенно эти симптомы исчезают. Но для того, чтобы влияние этого заболевания было наименьшим, ребенка постоянно надо наблюдать, проводить курсы лечения для снятия спазма, улучшения созревания бронхов, контролировать уровень газообмена, не допускать периодов гипоксии (т.е. нехватки кислорода).

Родителям надо знать, что даже если Ваш малыш очень недолго был на аппаратном дыхании, его бронхи могут быть очень чувствительны к спазму. Пусть в обычной жизни у него нет признаков бронхо-легочной дисплазии. Однако, как только он заболевает ОРВИ, т.е. когда усиливается продукция слизи, бронхи начинают спазмироваться. Вот почему эти дети так часто переносят "обструктивный синдром". Чтобы не произошло беды, зная, что Ваш ребенок был на аппарате ИВЛ, необходимо предупредить врача и начинать лечение спазма еще до того, как он станет очень тяжелым и потребует интенсивной помощи, госпитализации и т.д. Кроме того, частые эпизоды обструкции, особенно при аллергической настроенности в семье, почти в 80% случаев приводит к бронхиальной астме.

Что же происходит с сердцем и сосудами недоношенного малыша и как контролировать созревание гемодинамики в дальнейшем?

Строение и работа сердца плода внутриутробного периода отличается от таковой у новорожденного ребенка. Представьте себе, что у плода сердце трехкамерное, открыты специальные отверстия – "овальное окно" и "боталлов проток", через которые кровь смешивается и внутриутробно ребенок получает только "смешанную" кровь, что позволяет ему быть достаточно устойчивым к возможному недостатку кислорода. После рождения происходит перестройка кровообращения и сердце становиться четырехкамерным и ребенок начинает получать чисто артериальную, не смешанную кровь. Конечно, "отверстия" закрываются не сразу, но "смешивания" крови через них не происходит уже с первых минут жизни. У недоношенного ребенка такая перестройка работы сердца происходит значительно медленнее - длительно могут не только сохраняться, но и функционировать дополнительные отверстия и сосуды (открытое овальное окно и боталлов проток). Интенсивные методы лечения - искусственная вентиляция легких, внутривенное вливание жидкости позволяют спасти жизнь недоношенным детям, но усиливают нагрузку на неокрепшее сердце. Постепенно эти изменения могут исчезнуть, но за состоянием сердечно- сосудистой системы необходим тщательный контроль, позволяющий дозировать физическую нагрузку ребенка - определить сроки начала массажа, лечебной физкультуры, плавания.

В течение первых двух лет недоношенный ребенок должен находится под наблюдением кардиолога. Необходимо неоднократное проведение - электрокардиографии (ЭКГ), позволяющей оценить правильную работу сердечной мышцы в 2, 4 ,6 , 12 месяцев жизни. Ультразвуковое исследование сердца ( эхо кардиография - ЭХО-КГ), позволяет выявить пороки и другие анатомические дефекты сердца, и её желательно провести в 2 , 6, 12, 24 месяцев жизни ребенка.

Помните! Учитывая особенности недоношенного ребенка трактовку любых результатов исследований должен проводить кардиолог СОВМЕСТНО с лечащим и постоянно наблюдающим врачем – неонатологом – специалистом по развитию детей раннего возраста.

Необходимо помнить, что правильное наблюдение за развитием сердечно- сосудистой системы недоношенного ребенка позволяет своевременно выявлять отклонения, проводить адекватное лечение и дозировать активность малыша соответственно его функциональным возможностям. Все это в целом поможет адекватному созреванию сердечно-сосудистой системы и отсутствию неблагоприятных последствий в дальнейшем!

Возможные поражения нервной системы недоношенного ребенка.

Состояние нервной системы недоношенного ребенка заслуживает особого внимания, так как именно правильное функционирование нервной системы определяет развитие малыша в целом, его умственные способности и двигательные возможности.

Все что может быть с нервной системой недоношенного ребенка можно условно разделить на 2 большие и неравнозначные группы. Во-первых, даже если ничего плохого не произошло с нервными клетками и мозговым кровотоком, однако, все равно клетки нервной системы оказываются очень незрелыми и иногда не "способными" осуществлять правильную регуляцию всех органов и систем. Для налаживания этих взаимоотношений требуется время. Так, в первые дни малыш не умеет самостоятельно сосать, потому что нервный импульс не передается правильно к мышцам, которые участвуют в сосании. Ребенка долго кормят через зонд, пока сосательный рефлекс не сформируется. Очень часто такие дети, уже научившись сосать, плохо глотают. Ребенок долго держит пищу во рту в небольшом объеме и лишь, затем проглатывают ее. Кормление занимает много времени, обычно родители приспосабливаются вскармливать малыша из пипетки, малыми порциями. Кроме того, такого ребенка приходится долго, иногда до 2-3 лет, кормить жидкой пищей, из-за того, что плохо развиваются жевательные мышцы. Из-за незрелости нервной системы желудка и кишечника такие дети обычно обильно срыгивают, кишечные колики продолжаются иногда до 5-6 месячного возраста. Часто бывают запоры, потому что нервная регуляция кишечника очень не совершенна.

Дети, которых врачи были вынуждены длительно вскармливать через зонд и долго находившиеся на искусственной вентиляции, обычно поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки, потому что рефлексы, регулирующие тонус мышц, участвующих в произношении звуков очень долго формируются. Поэтому практически всем глубоко недоношенным детям требуется помощь логопеда. Причем логопедические занятия необходимы еще до того, как ребенок начнет говорить, для того чтобы нормализовать тонус мышц языка, сформировать правильное развитие речевой мускулатуры.

По причине глубокой незрелости недоношенные дети опаздывают в двигательном развитии, они поздно начинают держать головку, брать игрушку, переворачиваться. После шести месяцев незрелость уже не так выражена и ребенок развивается быстрее. Часто у недоношенного малыша "путаются" двигательные умения: ребенок начинает сначала вставать, затем садится, может поздно научится ползать, возможно, он долго будет ходить на цыпочках. Лекарства от незрелости два – время и Ваше терпение.

Если Вашему малышу повезло меньше, то помимо глубокой незрелости, клетки нервной системы могут пострадать от недостатка кислорода, который испытывает недоношенный ребенок при тяжелом течении беременности и родов. Если кислородное голодание головного мозга было не слишком тяжелым и продолжительным, то изменения, произошедшие в клетках будут обратимыми, и не приведут в дальнейшем к тяжелым последствиям. В первые месяцы такие дети могут быть более возбудимыми, иметь нарушения сна. В дальнейшем они хорошо развиваются и к 1,5-2 годам не отличаются по уровню развития от доношенных сверстников. Но если все же повреждения клеток избежать не удалось, то результатом этого могут быть "разрывы" сосудов мозга и кровоизлияния в желудочки мозга. В 1-2 месяц жизни состояние таких детей, обычно, бывает тяжелым, и они нуждаются в медицинской помощи и длительном выхаживании.

При кровоизлияниях легкой степени "лопаются" стенки мелких сосудов и это может приводить к повышению внутричерепного давления. Внутричерепное давление повышается из-за избыточного образования жидкости в желудочках мозга, которая давит на окружающие ткани. При небольших кровоизлияниях, состояние в большинстве случаев быстро компенсируется, отток жидкости из желудочков нормализуется, и кровоизлияния бесследно рассасываются. Другими словами, кровоизлияния 1 и 2 степени могут пройти бесследно для ребенка, однако, это не означает, что его не надо наблюдать и лечить на 1-2 году жизни.

Тяжелые кровоизлияния, когда "рвутся" крупные сосуды и кровь заполняет все мозговые желудочки, вызывают значительно более серьезные последствия, приводят к гидроцефалии, судорогам, задержке развития, двигательным нарушениям. Такие дети нуждаются в постоянной помощи неонатолога, невропатолога и других специалистов, в частности контроля со стороны нейросенсорных органов (слух и зрение), так как могут быть повреждены именно эти зоны мозга. Если малыш сильно задерживается в своем развитии нужно внимательно понаблюдать, нет ли у него судорог. Приступы бывают очень разными и иногда совсем не напоминают судороги. Ребенок может отводить глаза в сторону и замирать на несколько секунд, высовывать язык, делать необычные вычурные движения руками и ногами. Особенно Вас должно насторожить, если ребенок сильно сгибается или разгибается насколько раз подряд серией. При любом подозрении на судорожные приступы малышу необходима консультация невропатолога, проведение электроэнцефалограммы. По возможности сделайте видеозапись, чтобы невропатолог мог увидеть насторожившие Вас приступы.

У недоношенных детей, перенесших тяжелый недостаток кислорода, может произойти необратимая гибель нервных клеток непосредственно в мозговой ткани. Это самый тяжелый вид поражения и называется он перивентрикулярная лейкомаляция. При перивентрикулярной лейкомаляции разрушаются клетки белого, а иногда и серого вещества мозга и на их месте образуются кисты. Это повреждение мозга устанавливается с помощью ультразвукового исследования мозга. Со временем эти кисты "закрываются" и после 6-8 месячного возраста их уже не видно на ультразвуке. Исход у таких детей может быть различным: от минимальных двигательных нарушений с моторной неловкостью и нормальным развитием психики, до формирования парезов, параличей с задержкой психомоторного развития.

Диагноз внутричерепного кровоизлияния и перивентрикулярной лейкомаляции очень серьезен, однако, не является окончательным приговором. Каким будет исход в данном случае, в первые месяцы жизни никто не знает. Клетки мозга недоношенного ребенка продолжают развиваться внеутробно, ткань очень пластична и она может частично взять на себя функцию поврежденных клеток. Еще и еще раз мы хотим сказать: не теряйте надежду, лечите ребенка, старайтесь ему помочь, развивать его, выполнять назначения лечащего врача и Вы можете, даже при очень серьезной ситуации, получить достаточно хороший результат. Тем более, что наука идет вперед и с каждым днем появляются новые знания и методы оказания помощи.

Проблемы пищеварения у недоношенного ребенка.

Основной заботой родителей недоношенного ребенка является проблемы нарастания массы тела и, действительно, это имеет первостепенное значение, как основной показатель физического благополучия малыша. Следует учесть, что темпы прироста физических показателей (массы тела, длины, окружности головы и груди) у недоношенного ребенка будут существенно отличаться от таковых у его доношенных сверстников. По крайней мере, до 6-9 месяцев, ваш малыш будет более "мелким", и, основное значение в это время приобретает обязательный контроль веса: в первые недели и месяцы жизни ежедневный (при этом необходимо учесть правильность ежедневного взвешивания ребенка, которое, необходимо проводить в одно и то же время, предпочтительно перед первым утренним кормлением или вечером, перед купанием), а затем ежемесячный. Что должно вас настораживать в первую очередь это - падение массы тела или отсутствие ее прибавки (малыш "стоит" в весе). Причины могут быть как достаточно серьезными, так и обусловленные погрешностями вскармливания, недостаточным количеством грудного молока у матери. Естественно, что в любом случае вам необходимо проконсультироваться с педиатром, чтобы уточнить причины и устранить их.

Основными проблемами со стороны пищеварительной системы у недоношенного малыша, с которыми сталкиваются практически все родители, являются - кишечные колики. Колика – происходит от греческого "коликос", что означает "боль в толстой кишке". Колика – приступообразные боли в животе, сопровождающиеся выраженным беспокойством ребенка. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и, более или менее продолжительно кричит, могут отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. Приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает после отхождения кала и газов.

Недоношенные дети особенно предрасположены к коликам, при этом у некоторых младенцев отмечаются частые и интенсивные приступы, которые по силе проявления можно сравнить с родовой болью, и непременно требующие медикаментозного вмешательства . По-видимому, основной причиной этих страданий малыша, может быть незрелость нервно-мышечного аппарата и ферментативной системы кишечника и в силу этого склонность к повышенному газообразованию. В результате чего усиливается давление на стенку кишки и возникает мышечный спазм.

Причиной дискомфорта и вздутия живота, так же, может быть нерациональное вскармливание. Некоторые продукты, особенно с высоким содержанием углеводов, могут способствовать чрезмерному брожению в кишечнике. Кишечная аллергия также вызывает плач ребенка, обусловленный чувством дискомфорта в животе. Но причины колик не ограничиваются этими состояниями. Важно своевременно диагностировать заболевания, требующие хирургического вмешательства. Поэтому при отсутствии эффекта от обычных мероприятий, направленных на устранение колики (специальные ветрогонные травяные чаи, препараты симетикона - Саб/Симплекс, Эспумизан, очистительная клизма, применение газоотводной трубочки, массаж живота, сухое тепло на область живота), ребенок должен быть тщательно обследован в медицинском учреждении.

- диспепсии (поносы, запоры) у недоношенного ребенка явление частое и волнующее родителей и педиатров. Необходимо определить, что не должно вызывать тревогу родителей. При грудном вскармливании у ребенка стул может быть после каждого кормления вместе с газами (пенистым) и достаточно жидким. У детей, получающих смеси, стул более редкий – 3-4 раза в сутки. Отсутствие стула у малыша более 1 суток можно считать запором. Причиной диспепсии является незрелость нервно-мышечного аппарата кишечника, нарушение становления биоценоза кишечника, перенесенные бактериальные инфекции, длительная антибактериальная терапия, лечение препаратами железа, противосудорожными препаратами (то, что назначалось вашему ребенку по жизненным показаниям), могут приводить к нарушению иннервации кишечника, в результате воспаления его слизистой оболочки возникают изменения трофики слизистой оболочки толстой кишки;

- нарушение пищеварения, обусловленное:

повышенной жирностью грудного молока или его заменителей; незрелостью ферментативной функции. Во всех этих случаях существуют специальные корригирующие смеси- лечебные заменители грудного молока, профилактические препараты, способные помочь вашему ребенку, но очень важно согласовать их применение с вашим педиатром.

- синдром срыгиваний также может беспокоить родителей недоношенного ребенка. Наиболее частой причиной этого является незрелость и временная (проходящая) гипотония гладкой мускулатуры желудка – так называемый "дуодено-гастральный рефлюкс". Чаще всего, это возникает у недоношенных детей, питавшихся длительное время через зонд. Также возможной причиной срыгиваний может быть аэрофагия (когда младенец с жадностью глотает воздух вместе с пищей). Массы при срыгиваниях выглядят обильными за счет связывания их с воздухом и, обычно, никак не изменяют самочувствия малыша. В таком случае нужно набраться терпения и подождать когда желудок малыша "дозреет", соблюдая при этом рекомендации по правильному вскармливанию, удерживанию ребенка после кормления вертикально в течение 10-15 минут. Достаточно быстро улучшение наступает и при введении в питание смесей – загустителей (Фрисовом, Нутрилон-антирефлюкс). Лекарственные препараты лучше давать ребенку перед кормлением. Однако, существуют ситуации, при которых необходима срочная консультация специалиста: если в срыгиваемых массах присутствуют прожилки крови, если срыгивания настолько обильны, что ребенок плохо прибавляет в весе, если при срыгиваниях самочувствие малыша нарушается – не медлите, обращайтесь к врачу!

Состояние костной системы и суставов.

Явления морфо- функциональной незрелости у недоношенного ребенка часто распространяются и на опорно- двигательный аппарат. Несовершенство нервно- мышечной регуляции, слабость связок, избыточная подвижность суставов могут приводить к изменениям правильного положения конечностей, головы и позвоночника ребенка.

Часто младенец удерживает голову в фиксированном положении на одну сторону. Причиной этого может быть врожденное укорочение мышцы шеи с одной из сторон, травматическое поражение позвоночника или шейных мышц при выведении головки в родах или всего лишь "привычное" положение головы, то есть ребенок именно в этом положении "лежал" большую часть времени в матке. Правильный диагноз всегда устанавливает врач и чем раньше это произойдет, тем эффективнее будет лечение.

Недоношенность, особенно в сочетание с неправильным внутриутробным положением плода, как правило, сопровождается недоразвитием тазобедренных суставов или "дисплазией". Наиболее тяжелым вариантом этой патологии является вывих тазобедренного сустава. Диагноз устанавливается вскоре после рождения ребенка и требует раннего начала лечения, основанного на отведении ног в тазобедренном суставе. В настоящее время эффективным методом в выявлении отклонений развития суставов является ультразвуковое сканирование, которое обязательно проводится всем детям в 1 и 3 месяца жизни или чаще, если обнаружено заболевание.

Учитывая, что описанные проблемы у недоношенных детей встречаются особенно часто, каждый малыш должен неоднократно на первом году жизни осматриваться ортопедом. Как правило, первую консультацию дети получают в 1 месяц жизни, затем в 3 и в 12 месяцев. При выявлении патологии консультаций может быть больше. Своевременное выявление отклонений поможет быстро начать лечение и вырастить ребенка здоровым.

Ретинопатия недоношенных

Ретинопатия недоношенных - заболевание глаз недоношенных детей, часто приводящее к безвозвратной потере зрительных функций.

Возможность развития ретинопатии недоношенных связана со сроком и массой тела при рождении, наличию тяжелых изменений дыхательной, кровеносной и нервной систем, а так же с адекватностью проводимых мер по выхаживанию младенца.

Это заболевание впервые выявлено у недоношенного ребенка в 1942г (тогда оно называлось как ретролентальная фиброплазия), до сих пор причины возникновения, прогрессирования и самопроизвольного регресса заболевания полностью не ясны и только изучаются.

С начала 90-х годов исследования в этой области перешли на новый качественный уровень. Во многом это было связано с резким ростом выживших глубоко недоношенных детей в развитых странах и соответственно появлением большого количества детей с терминальными стадиями ретинопатии. За последние 10 лет ученые многих стран пришли к единому мнению о многофакторности возникновения заболевания (т.е. наличие многих факторов риска), разработали единую классификацию заболевания и доказали эффективность профилактического лазер- и криохирургического лечения.

До сих пор ведутся разработки хирургических операций в активных и рубцовых стадиях болезни. На данном этапе развития офтальмологии бесспорным считается тот факт, что развитие ретинопатии недоношенных происходит именно у незрелого младенца, как нарушение нормального образования сосудов сетчатки (которое завершается к 40 неделе внутриутробного развития, т.е. к моменту рождения доношенного ребенка). Известно, что до 16 недель внутриутробного развития сетчатка глаза плода не имеет сосудов. Рост их в сетчатку начинается от места выхода зрительного нерва по направлению к периферии. К 34 неделе завершается формирование сосудистой сети в носовой части сетчатки (диск зрительного нерва, из которого растут сосуды, находится ближе к носовой стороне). В височной части рост сосудов продолжается до 40 недель. Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, т.е. при офтальмологическом осмотре выявляются более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны (если ребенок родился до 34 недели, то соответственно аваскурярные зоны сетчатки выявляют на периферии с височной и носовой сторон). После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы - внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.

Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Рост сосудистой и вслед за ней молодой соединительной ткани вызывает натяжение и отслойку сетчатки.

Как было сказано ранее, наличие аваскулярных зон на периферии глазного дна не является заболеванием, это лишь свидетельство недоразвития сосудов сетчатки, и соответственно, возможности развития ретинопатии в дальнейшем. Поэтому, начиная с 34 недели развития (или с 3 недели жизни) ребенка, необходимо, чтобы Вашего ребенка осмотрел офтальмолог - специалист, знающий о ретинопатии недоношенных и имеющий специальное оборудование для осмотра сетчатки глаза у маленьких детей. Такой контроль необходим всем детям, рожденным до 35 недель и с массой тела при рождении менее 2000г. При выявлении признаков ретинопатии недоношенных осмотры проводят каждую неделю (при так называемой "плюс"-болезни - каждые 3 дня) до момента развития пороговой стадии (на этой стадии решается вопрос о проведении профилактического хирургического лечения) или полного регресса заболевания. При регрессе патологического процесса осмотр можно проводить 1 раз в 2 недели. Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка, с применением специальных детских векорасширителей (чтобы не оказывать давление пальцами на глаз).

Чаще всего пороговая стадия ретинопатии недоношенных развивается к 36-42 неделе развития (1-4 месяцам жизни), поэтому родители недоношенного ребенка должны знать, что в этот период он должен быть осмотрен специалистом (окулистом, имеющим специальное оборудование и знающим о признаках активной ретинопатии.)

Активная ретинопатия - это стадийный патологический процесс, который может завершиться регрессом с полным исчезновение проявлений заболевания или рубцовыми изменениями.

Согласно международной классификации активная ретинопатия подразделяется по стадиям процесса, его локализации и протяженности.

1 стадия - появление разделительной беловатой линии на границе сосудистой и бессосудистой сетчатки.

2 стадия - появление вала на месте линии. Следует подчеркнуть, что в 70-80% случаев при 1-2 стадиях ретинопатии недоношенных возможно самопроизвольное излечение заболевания с минимальными остаточными изменениями на глазном дне

3 стадия- характеризуется появлением роста сосудов сетчатки в стекловидное тело в области вала. При небольшой протяженности процесса также как и в первых двух стадиях возможен самопроизвольный регресс, однако, остаточные изменения при этом более выражены. Когда рост сосудов внутрь глаза распространился на достаточно обширной области, такое состояние принято считать пороговой стадией ретинопатии недоношенных, когда процесс прогрессирования ее становится практически необратимым и требует срочного профилактического лечения.

Эффективность профилактической лазерной и криокоагуляции бессосудистой сетчатки колеблется в пределах 50-80%. Своевременно проведенное лечение позволяет значительно уменьшить число неблагоприятных исходов заболевания. Если операция не выполняется в течение 1-2 дней после диагностики пороговой стадии ретинопатии, то риск развития отслойки сетчатки резко возрастает. При этом следует отметить, что при развитии отслойки сетчатки проведение крио-, лазеркоагуляции не возможно. Дальнейший прогноз по развитию зрения на таком глазу крайне неблагоприятный.

Операцию чаще проводят под наркозом (реже применяют местную анестезию) во избежание глазо-сердечных и глазо-легочных реакций. Оценку результатов лечения проводят через несколько дней для решения вопроса о повторе процедуры. Об эффективности профилактического лечения можно судить через 2-3 недели после формирования рубцов на месте вала. Если лечение не было проведено или не было достигнуто эффекта после проведенного лечения (тяжелое течение ретинопатии недоношенных) развиваются терминальные стадии.

4 стадия - частичная отслойка сетчатки. На этой стадии необходимо решать вопрос о проведении ранней витректомии для профилактики развития тотальной отслойки сетчатки. Порой 20-30 минутная операция с сохранением хрусталика возвращает ребенку шанс на развитие полноценного зрения.

5 стадия - полная отслойка сетчатки.

Даже если процесс достиг 4 и 5 стадии необходимо проведение целого спектра терапевтических и хирургических мероприятий, направленных на профилактику тяжелых рубцовых изменений. Ленсвитректомию лучше проводить при помощи микрохирургических компьютерных систем, которые позволяют длительно манипулировать в полости глаза, поддерживая внутриглазное давление.

Отдельно выделяется "плюс"-болезнь, как наиболее неблагоприятная форма активной ретинопатии. Заболевание начинается рано, не имеет четко определяемых стадий, быстро прогрессирует и приводит к отслойке сетчатки не достигая пороговой стадии. Патологический процесс характеризуется резким расширением сосудов сетчатки, выраженным отеком стекловидного тела, кровоизлияниями по ходу сосудов, расширением сосудов радужки, часто с невозможностью расширения зрачка. Эффективность лечения при "плюс"-болезни пока остается низкой.

Если активный процесс достиг в своем развитии 3 и более стадий, то после его завершения (с профилактическим лечением или без него) на глазном дне формируются рубцовые изменения различной степени выраженности.

1 степень - минимальных изменений на периферии глазного дна;

2 степень - дистрофические изменения в центре и на периферии, остатки рубцовой ткани;

3 степень - деформация диска зрительного нерва, со смещением центральных отделов сетчатки;

4 степень - наличие складок сетчатки, сочетающихся с изменениями характерными для 3-ей стадии;

5 степень - полная, чаще воронкообразная, отслойка сетчатки.

При первой и второй степени может сохраняться достаточно высокая острота зрения, при развитии третей и более степеней происходит резкое, часто безвозвратное снижение остроты зрения.

Показания к хирургическому лечению рубцовых стадий ретинопатии недоношенных строго индивидуальны, определяются степенью и локализацией отслойки сетчатки, а также общесоматическим состоянием ребенка. В любом случае, функциональная и анатомическая эффективность операций ощутима только до 1 года жизни, когда возможно получение повышения остроты зрения и создание условий для роста глаза.

Однако при достижении 5-ой стадии рубцовой ретинопатии недоношенных патологический процесс может продолжаться и приводить к развитию осложнений в виде помутнения роговицы и вторичной глаукомы. Поэтому при развитии контакта роговицы и радужки необходимо безотлагательное хирургическое лечение с целью сохранения глаза (в данном случае речь не идет о повышении остроты зрения).

Следует отметить, что если ребенок перенес даже легкие стадии активной ретинопатии недоношенных, или у него имеются невыраженные рубцовые изменения, то считается, что у таких детей не происходит формирование полноценной сетчатки. В дальнейшем у таких детей высокий риск развития близорукости, дистрофии и вторичных отслоек сетчатки. Исходя из этого дети, перенесшие ретинопатию недоношенных, должны наблюдаться у офтальмолога не реже 2 раз в год, до достижения 18-летного возраста.

Успешное выхаживание и последующее развитие недоношенных детей, в том числе сохранение зрительных функций, является хотя и сложной, но вполне выполнимой задачей. Достижение хорошего реабилитационного результата зависит от совместных усилий неонатологов, офтальмологов и психологов.

Мы попытались в доступной форме рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах 1 года жизни недоношенного ребенка. Все они требуют внимания, наблюдения и своевременного лечения. Мы настойчиво рекомендуем Вам обращаться к специалистам, которые целенаправленно занимаются проблемами здоровья и развития таких детей – это поможет избежать ошибок и лишних волнений.

Источник: рассылка "ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Недоношенный малыш
СообщениеДобавлено: 03 авг 2005, 14:09 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 авг 2005, 23:48
Сообщений: 24482
Откуда: Эстония
Возраст: 40
Недоношенный малыш. Особый уход

Если ваш малыш родился раньше срока, его поза будет соответствоват его внутриутробному возрасту Ребенку будет сложнее на начальном этапе наращивать двигательные навыки. Если у доношенного ребенка преобладает тонус сгибательной мускулатуры, который постепенно ослабевает и уравнивается с тонусом разгибателей, то у недоношенного ребенка тонус переменный. Необходимо помочь ему достичь выгодного равновесия, помочь ему собраться.

Давайте вместе внимательно посмотрим на позу малыша. Его ножки лежат в позе «лягушки». Они согнуты в коленных суставах и разведены в стороны, боковые поверхности бедер лежат на опоре. При снижении тонуса мышц нижних конечностей другого и быть не может. Чем больше внутриутробный возраст ребенка, тем больше будет угол сгибания в коленном суставе. У здорового новорожденного разогнуть ножку невозможно. А если мышечный тонус снижен, то согнутые коленях ножки естественным образом «развалятся» по сторонам.

Теперь попробуем представить себя на месте малыша. Лягте на спину, согните ноги и подтяните их к животу. Почувствуйте, какие мышцы у вас работают. Попро- буйте удержать такое положение подольше. Почувствуйте напряжение мышц живота.

Представьте, что вы не можете разогнуть колено, но сильно устали. Попробуйте расслабиться. Посмотрите, какое положение займут ваши ноги.

Если ваши ноги приняли положение «лягушки», а, скорее всего, так и произошло, постарайтесь какое-то время сохранить его. Оцените свои ощущения. Если вам неудобно, то почему? Потому что приводящие мышцы бедра, которые не привыкли к такому положению, растягиваются с обеих сторон. Потрогайте, как они напряжены.

Если вам удалось сохранять это положение долго, соедините ноги и оцените, легко ли это сделать.

Поднимите выпрямленные ноги вверх и максимально разведите в стороны, так чтобы между ними был тупой угол. Соедините вместе. Разведите ноги до образования небольшого острого угла. Соедините. Вам должно быть проще выполнять второе движение, так как плечо силы в данном случае короче.

Какого дополнительного ухода требуют недоношенные дети?

Поскольку срок внутриутробного развития недоношенных детей был меньше, им зачастую нужны питание, теплота и защита, приходящие извне. У малышей может быть не полностью развита способность сосать грудь, и их приходится кормить через зонд или внутривенно. Кроме того, у них меньше уровень глюкозы в крови из-за недостаточной функции печени. У недоношенных детей тньше подкожный жировой слой, и они сильнее мерзнут. Их иммунная система слаба, но в инкубаторе они защищены от инфекции и получают необходимое тепло. Иногда им требуется искусственное дыхание, поскольку в легких у них не хватает поверхностно-активных веществ, облегчающих поступление в легкие воздуха. В этих случаях проводят придудительную вентиляцию легких.

Испытывает ли новорожденный боль в условиях интенсивного ухода?

Новорожденным нельзя давать болеутоляющие препараты, поэтому надо честно признать, что некоторые процедуры бывают болезненным, как например, анализ крови, которую берут из матки младенца. Но малыши испытывают ее лишь в течении короткого времени. Если малыш корчится и извивается, то это может быть проявлением природных рефлексов, не имеющих ничего общего с болью. Если Вы обеспокоены, спросите сестру или врача о том, страдает ли Ваш малыш и как можно облегчить ему боль.

Будет ли недоношенный ребенок всегда оставаться слабеньким?

Обычно нет. Врач объяснит Вам, грозит ли ребенку новая инфекция и как поступить в случае болезни. Если Вы в сомнении, сами обратитесь к врачу.

Можно ли кормить грудью ребенка, находящегося на особом уходе?

Впринципе это возможно, хотя сосательный рефлекс развивается после 30 недель беременности, и если малыш родился до этого срока, то он просто не умеет брать грудь. Даже более поздние дети иногда не в состоянии самостоятельно сосать, и Вам придется сцеживать молоко, чтобы кормить его через зонд, проходящий через нос в желудок. Материнское молоко остается самым лучшим питанием для недоношенного малыша, хотя в него иногда добавляют витамин D и фосфаты. Если система пищеварения не справляется, питательные вещества вводят внутривенно через капельницу.

Как ухаживать за малышом после его выхода из ООУ?

Получите у врача четкие указания, что нужно делать, как часто кормить, какие лекарства давать (если это необходимо), с кем связаться при возникновении каких-либо проблем и когда прийти на осмотр. Обычно за этим следит врач детской поликлиники, но Вам могут предложить прийти в то учреждение, где у Вас принимали роды. После выхода из ООУ ребенок может еще некоторое время оставаться в больнице вместе с Вами, чтобы Вы под присмотром специалистов научились ухаживать за ним. Не чувствуйте себя виноватой за ту нервозность, которую испытываете: мамы вполне здоровых детей тоже отнюдь не всегда уверены в своих силах.

Стоит ли сильно привязываться к малышу, если он в любую минуту может умереть?

мамы, чьи дети находятся в ООУ, естественно, боятся их смерти. Постарайтесь не мучить себя этими мыслями, поскольку скорее всего Вы его не потеряете. Однако родители, чьих детей не удалось сохранить, зачастую хранят как сокровище воспоминания о времени, проведенном с ребенком. Старайтесь все время быть ближе к нему, сохраните его фотографии или отпечатки его следов. Более того, Ваше присутствие рядом и Ваше стремление помочь увеличат вероятность, что ребенок выживет.

http://www.tetraktis.ru/articles.shtml?action=print_article&a_id=1120421930

_________________
Gloria 08.08.2002
Lucia 09.10.2004
Bianka 24.08.2006
Meribel 20.06.2010
Leonard 04.02.2014


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 окт 2005, 14:51 
Не в сети
почётный гость
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2005, 04:22
Сообщений: 269
Откуда: США
Возраст: 25
Моя сестра недоношеная, и сначала её водили на всякие прививки, массажи, и т.д. и т.п. А потом всё на какое-то время стало в порядке, до того, как мы увидели что у неё очень позднее развитие - она в 5-6 месяцев даже не пыталась повернутся! Ну потом мама её на всякие массажи поводила, и всё пошло своим чередом. А сейчас, когда ей почти 4 года, то она такая сильнющая-пресильнющая, что если на неё посмотришь, до вообще невозможно догадаться, что она недоношеная! c_laugh.gif Вот она:
ИзображениеИзображение
А вот это она с моей подругой!
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 окт 2005, 15:54 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 авг 2005, 23:48
Сообщений: 24482
Откуда: Эстония
Возраст: 40
Замечательная сестрёнка! А себя нам покажешь? Ты так её любишь, молодец! У меня тоже есть свожные сестра и 2 брата. (мамы разные, а папа один).

_________________
Gloria 08.08.2002
Lucia 09.10.2004
Bianka 24.08.2006
Meribel 20.06.2010
Leonard 04.02.2014


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 окт 2005, 16:29 
Не в сети
почётный гость
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2005, 04:22
Сообщений: 269
Откуда: США
Возраст: 25
Mishel писал(а):
Замечательная сестрёнка! А себя нам покажешь? Ты так её любишь, молодец! У меня тоже есть свожные сестра и 2 брата. (мамы разные, а папа один).

Вот она и я!
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Недоношенность ребенка влияет на формирование личности
СообщениеДобавлено: 28 фев 2006, 15:46 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 авг 2005, 23:48
Сообщений: 24482
Откуда: Эстония
Возраст: 40
Недоношенность ребенка влияет на формирование личности



Дети, рожденные задолго до предполагаемой даты родов, во многих случаях вырастают более замкнутыми и чаще склонны к депрессии, чем дети, рожденные в срок, сообщает журнал Pediatrics.

В современном акушерстве роды до 37 недель считаются преждевременными, а родившегося ребенка считают недоношенным.
Реклама




В исследовании, проведенном учеными из лондонского Института психиатрии, принимали участие 18- и 19-летние юноши и девушки, родившиеся в 1979-1981 годах. 108 молодых людей были рождены недоношенными на сроке до 33 недель беременности; 67 их сверстников родились в срок (группа сравнения).

Все участники заполнили личностные опросники, ответив на вопросы об особенностях характера и свойствах личности.

После анализа анкет выяснилось, что дети, рожденные недоношенными, в последствии имеют повышенный уровень тревожности и более замкнуты, чем сверстники. В частности, у них оказался более низкий уровень экстравертности, что свидетельствует о недостатке инициативности, общительности и социальной адаптированности. Кроме того, у людей, которые были рождены недоношенными, отмечался более высокий уровень невротизма, для которого характерны эмоциональная неустойчивость, тревога и низкая самооценка.

В большей степени недоношенность влияла на формирование личности девушек.

Руководитель исследования Мэтью Эллин (Matthew Allin) сообщил, что выявленные при опросе черты личности людей, родившихся недоношенными, свидетельствуют об их предрасположенности к депрессии и высоком уровне тревожности.

Точные причины, по которым недоношенность и преждевременные роды влияют на формирование личности, в настоящее время неизвестны. Тем не менее, исследователи предложили несколько теорий, объясняющих эту закономерность.

Поскольку одной из главных причин преждевременных родов является инфекция, то не исключено влияние инфекционного фактора на мозг ребенка, считает Мэтью Эллин.

Другим возможным фактором служит пребывание в инкубаторе — кювезе и временная изоляция от родителей. Кроме того, не исключена роль генетических факторов, то есть унаследованных от матери особенностей характера.

Исследователи планируют продолжить свою работу и выяснить, какая из теорий является наиболее достоверной, заключил Эллин.

MED Портал

_________________
Gloria 08.08.2002
Lucia 09.10.2004
Bianka 24.08.2006
Meribel 20.06.2010
Leonard 04.02.2014


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04 мар 2006, 20:30 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 38
Недоношенный ребенок - вовсе не приговор для семьи!

Автор предлагаемой статьи - руководитель Центра коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии д.м.н. Кешишян Е.С.
***

В каждой нормальной семье время ожидания малыша – особое. Тысячу раз Вы представляли себе каким будет ОН или ОНА. Вы думали на кого она или он будет похож, чем будет славиться, какие у нее или у него будут привычки, таланты и т.д. Конечно, в наших мечтах все они были разными. Но в подсознания видели мы их одинаково – розовенькая мордашка, тоненькие нежные волосики, ротик, который растягивает неумелая улыбка. В наших мечтах МАЛЫШ БЫЛ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗДОРОВЫМ.

Но вот случилось непонятное – ребенок родился раньше срока, он болен, вокруг него суетятся врачи и медсестры, они проходят мимо Ваших испуганных, настороженных и молящих глаз, в спешке не имея возможности уделить Вам достаточно времени.

А Вас захлестывают совершенно новые чувства: Вы потрясены случившимся, Вы испуганы и разочарованы. Все Вам кажется безнадежным, Вы беспомощны. Вам очень стыдно перед семьей, что Вы не смогли с блеском выполнить свой естественный долг. Вы не можете никак осознать, что весь этот кошмар твориться наяву и Вашему малышу так плохо, он балансирует между жизнью и смертью и это Ваша вина. Вам приходиться слышать много новых медицинских терминов, в которых Вы не можете сразу разобраться и они навевают ужас.

Однако, мы хотим, чтобы ВЫ знали: хотя растить недоношенного малыша не просто, на Вашем пути встретится много трудностей, однако, он обязательно вырастет. Вы сумеете через все пройти и через несколько лет уже не с болью, а с улыбкой будете вспоминать эти дни. Главное – доверие и помощь врачам, которые борются за жизнь и здоровье Вашего малютки, вера в свои и его силы!

ЧУВСТВО ВИНЫ

Это чувство обычно присуще всем женщинам, которые родили недоношенного ребенка, которые знают, что и их малыш и вся семья очень страдают. Сотни раз переживают женщины все последние дни перед родами, да и всю жизнь, ища ответ на вопрос: почему Я?, почему со мной?, за что?, что я сделала не так?. Эти невеселые мысли погружают женщину в депрессию, она отгораживается от окружающих, перестает допускать к своим переживаниям близких людей. У нее появляется мысль: только я в ответе, и это только мой крест. Все это не позволяет ей сосредоточиться на выхаживании ребенка, дать ему ауру уверенности. А ведь энергия любви особенно сейчас нужна малышу. Пожалуй, это то, что он лучше всего может сейчас чувствовать от Вас. Скорее всего, в произошедшем впрямую никто не виноват, никто не хотел беды. Однако, беременность – это далеко не простой процесс, состояние здоровья женщины может не дать возможность полноценно вынести беременность. Но ведь это не только женская прерогатива. Беременность – это решение двоих, долг двоих, надежда двоих и ответственность двоих. Папа тоже любит малыша, страдает вместе с ним. Но именно ОН, как глава семьи, как более сильный и разумный, должен сейчас взять на себя основную ношу и помочь жене своей любовью, верой в нее и любовью к малышу. Пусть папа и мама вместе приходят к нему и в отделение реанимации, в отделения выхаживания, рисуют ему картинки, передают ему игрушки, фотографии старших братьев и сестер, обсуждают на кого он похож.

Мысль о ВИНЕ на долгие годы становиться болевой точкой у женщины при неблагоприятном исходе. Это мучительная боль. Лучше не пытаться справиться с ней самой. Иначе Вы разрушите себя, не сможете дать нормальную жизнь другим детям, нарушите отношения с мужем. Обратитесь к психологу-психиатру, который поможет Вам понять эту непростую истину – Ваш ребенок, каким бы "особым" он не был, достоин Вашей любви, так же как и остальных членов Вашей семьи и общества. Если Вы внушите ему именно это – жизнь его, даже при отклонениях в состоянии здоровья, будет более насыщенной и полноценной.

ВТОРОЕ ЧУВСТВО, с которым Вам придется столкнуться – чувство СТРАХА. В первые дни Вам будет страшно, что ребенок умрет. Потом Вам будет страшно, что Вы не справитесь с возможными осложнениями, что Вы опоздаете с его лечением, что врачи не понимают его состояния и его болезни. И самый главный страх, что он останется инвалидом.

Чувство страха вскоре станет почти привычным. Сколько раз мне рассказывали женщины, у которых дети находились в отделении реанимации, что они глупо загадывали, что они увидят сегодня, когда придут к малышу. Например, если сейчас проедет синяя машина, ему будет лучше. Если будет счастливый билет в автобусе, он прибавит еще 20 грамм и т.д. Если загаданное не исполнялось, страх буквально испепелял душу и женщина стремглав бежала в отделение и успокаивалась только когда видела своего малыша. Уже после выписки из больницы, она ни на секунду не могла заставить себя его оставить с кем бы то ни было, даже с папой, бабушкой. Так начинался процесс отлучения их. Женщина инстинктивно начинала демонстрировать, что она - главная по отношению к малышу, ей хотелось заслонить его от всех - ведь только она знает, что ему нужно и т.д. Это неверный путь, разрушающий семью, обездоливающий ребенка, которому так нужна всеобщая любовь. Каждая женщина должна помнить об этом и стараться понять, что она точно такая же, как и папа, и имеет те же права, что и он.

Период после родов и раннего детства Вашего малыша будет очень сложен. Это период главного испытания для Вашей семьи. Казалось бы, трудности должны закалить Ваши отношения. Однако, это не всегда так. Женщина чувствует свою вину и отчаяние, страх за жизнь и будущее ее малыша заставляет ее уйти в себя, отгородиться от окружающих.

Чувства папы несколько иные – это беспомощность, разочарование и… одиночество. Его не пускают в душу, ему не доверяют. Трудно в этой ситуации сохранить любовь и понимание. Однако, сохранение семьи, счастья и любви, так нужные Вашему малышу, возможны только тогда, когда мама и папа не будут делить между собой, кому из них хуже и тяжелее, а поверят, что это общая беда и боль, отнесутся друг к другу с пониманием. Только это позволит им с честью выйти из создавшейся ситуации и навсегда сохранить в своем сердце благодарность друг другу. Если Вам надо обратиться к врачу – психологу, попробуйте это вместе обсудить и пойти на прием вместе.

Есть молодые папы, поведение которых в этой экстремальной ситуации достойно не только уважения, но и подражания. Надо сказать, что именно им и улыбается победа. А ведь понять, что будет победа можно очень не скоро, только через 1 год.

Приведу пример.

Двое любящих молодых людей с нетерпением ждут ребенка. Она – бесконечно хорошеет во время беременности от счастья ожидания, его любви. Все идет великолепно. И вот приближается долгожданный момент. Однако, случается неожиданное и непонятное – роды происходят несколько раньше срока. А малыш на 2-ой день отказывается сосать, становиться вялым и бледным. Врачи начинают обследования и через несколько часов – страшное известие – менингит. Начинаются дни, похожие один на другой, состоящие из слез и боли, а малыш лежит в отделении реанимации, дышит через аппарат, кормиться через вену и никто ничего не обещает. И вот здесь папа решительно встает на защиту своей любимой жены. Он говорит ей – все будет в порядке, верь мне, я тебя очень люблю, и малыш наш будет здоров. Через несколько дней малышу и впрямь становиться лучше и через 1 месяц его выписывают домой. Хотя никто, к сожалению, не говорит, что он будет здоров, а лишь еще и еще раз говорят – наблюдаться и лечиться целый год и только, когда он подрастет, будет ясно, каков исход заболевания. И вновь папа говорит: "к чему слезы, мы будем его лечить и обязательно вылечим, я вас обоих очень люблю и все будет в порядке". Только врачи знали меру его страха и отчаяния, но он сумел ни разу не показать этого своим домашним. А ведь все было – сомнительные результаты обследований, подозрение на разрушение мозговой ткани, изменения со стороны зрительного нерва. Но семья послушно выполняла рекомендации, не падала духом. Нам самим удивительно, что все кончилось благополучно – ребенок вовремя сел, встал, начал ходить, говорить, играть и выказывать совершенно нормальное развитие для своего возраста. Это еще и еще раз указывает на высокую пластичность ткани мозга ребенка, необходимость не терять веру, надежду и огромную роль в этом процессе папы, как главной поддержки для мамы и хранителя семейного благополучия.

А вот и другой пример. Ему кажется, что он очень любит своих маленьких дочек. Они родились слабенькими, на 30 недели беременности, всего 1300 и 1250 г. Их так долго выхаживали, они плохо ели и прибавляли в весе. Сейчас, когда они дома – им необходимо все самое лучшее, а проблемы лишь продолжаются – плохо спят, срыгивают, много и непонятно от чего плачут, болеют, при этом начинают задыхаться. Они развиваются медленно, требуют лечения, проведения с ними массажа, надо вовремя давать препараты, контролировать реакции. В общем – столько всего! Папа требует, чтобы все это неукоснительно соблюдалось мамой – ведь он много работает, зарабатывая на все это деньги. А мама…Что мама? В конце концов, это не он, а она не смогла выносить беременность и подарить ему здоровых деток. И потом, она дома, пусть все выполняет. Маме трудно, давление столь выраженное, что она с каждым днем худеет, тает, становиться все раздражительней, грустнеет. Ей уже не хочется весело болтать с малышками, все падает из рук. Все чаще она думает о поездке к своей маме, все чаще она думает о неправильном выборе. Она встречает его с раздражением, он злиться. Семья медленно разрушается, страдают их дети, которых они вроде бы и сильно любят. Вечный вопрос. Что есть любовь: благо для себя или для близкого тебе человека?

Иногда молодым трудно в этом разобраться. И здесь главными помощниками должны стать бабушки и дедушки Они, как никто, должны объединиться сейчас в помощи семье, которой предстоят такие испытания. А потом, это же их внуки или внучки.

Ни разу не должен в семье встать вопрос, кто виноват? Только "вместе и вперед". Столько на нашем опыте удивительных женщин и мужчин – свекровей и свекров, которые принимали сторону невесток, не давали папам уйти из семьи. Помогали молодым преодолеть усталость, брали все на себя, вплоть до того, что забирали малышей к себе, давая молодой женщине работать, рожать вторых детей, почувствовать себя полноценной женщиной. Честь им и слава! Хотя в жизни и бесконечное множество других примеров.

Этой статьей мы еще и еще раз хотим подчеркнуть значение психологического климата дома в том, чтобы малыши, имевшие столь сложное начало жизни, были счастливы и здоровы, чтобы, даже при неблагоприятном исходе, вы могли дать им интересную и социальную жизнь. И не только мама должна нести свой крест. Да и крест ли это?

Очень сложной и важной проблемой являются взаимоотношение в семье, где есть еще дети. При этом младших обычно рожают в дружных семьях, с пониманием, как это важно для больного малыша, чтобы ему было не одиноко в жизни. Этим вторым детям обычно благодарны за их здоровье, их растят в содружестве с больным малышом. Младший ребенок не осознает себя без братика или сестрички, которая не все может, и они инстинктивно выбирают те игры, в которые можно играть вдвоем. Это развивает обоих, формирует ту самую любовь, о которой и мечтали родители.

Значительно сложнее, если в семье уже был ребенок. Обычно второго ждут осознанно, уже с готовым чувством любви. Случившаяся трагедия, как гром среди ясного неба, разбивает всю жизнь на две части. Кроме чувства боли, страха, отчаяния, женщина испытывает утроенное чувство вины, за то, что разбила привычный уклад жизни, за то, что мужу приходиться работать в три раза больше, за то, что она вынуждена большую часть времени проводить дома. Ее первенец, сколько бы лет ему не было, тут же становиться взрослым. Ему постоянно говорят: ты должен сделать то-то и то-то для мамы и братика или сестрички. Ты должен с ним посидеть, покачать, погулять. Дела старшего ребенка и его желания постепенно уходят на второй план. А когда он хочет проявить инициативу, то мама или папа тут же бросаются и не дают это сделать, боясь, что он навредит их больному малышу. Постепенно, между этими детьми, которые должны, по идее, стать самыми близкими, начинает формироваться отчуждение, вплоть до ненависти. Иной раз, Ваш старший спрашивает: "Мама, зачем нам все это было нужно, мы хорошо жили. Поехали бы сейчас на море, отдыхать". Эти мысли настолько созвучны переживанием женщины, что она срывается на своего старшего сына или дочь, беспричинно наказывая и обижая, что, естественно, плохо отражается на состоянии еще не окрепшего ребенка, который не в состоянии понять всю глубину боли родителей. Женщина, осознавая это, не может справиться с собой, ей кажется, что рушиться все. Ею овладевает глубокая депрессия. Помощь врача или психолога здесь просто необходимы.

Ситуации бывают просто страшными. Мама одной моей пациентки однажды доверительно призналась мне, что совершенно не знает, что с собой делать. К сожалению, ее маленькая дочка имела довольно тяжелое поражение ног (детский церебральный паралич), возможность ее самостоятельного хождения была сомнительна. Девочка в свои два годика была необычайно хорошенькой, умненькой, обладала спокойным ровным характером, любила всех вокруг и тянулась к старшим. Старшему братику было 8 лет. Эта девочка мешала ему, надолго отнимая маму. Папы никогда не было дома – он то работал, то ездил в больницу к маме. Мальчик стал плохо учиться, грубить. Женщина раздражалась на него. В общем, с сыном ей было трудно, она боялась, что не сможет его уберечь от плохого влияния и постоянно обвиняла его, наказывала. Она рассказывала, что иногда зимой специально прятала его коньки не потому, что было за что наказывать, а потому что ее дочурка НИКОГДА не сможет ходить на каток. Ее рассказ был сбивчивым и болезненным. Надо отметить, что занятия с психологом, немного медикаментозного лечения, наш РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, помог ей совершенно разобраться в себе и изжить многие семейные проблемы, восстановить отношения с сыном, понять важность их общения с дочкой.

Прочитав эту статью, мы надеемся, Вы поймете, что это общие проблемы. Постарайтесь подумать и проанализировать все это. Это ВАШИ ДЕТИ. Разные, трудные, но любимые. Вашего сердца должно хватить на то, чтобы понять их обоих. Помните, старшему ребенку в условиях второго больного ребенка в семье, психологически Вы еще нужнее для того, чтобы он сумел инстинктивно и правильно разобраться в ситуации и стать Вашей опорой, и, что особенно важно, опорой на всю жизнь Вашему больному малышу.

Источник: рассылка "Папам и мамам об особых детках"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 май 2007, 20:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 авг 2005, 23:48
Сообщений: 24482
Откуда: Эстония
Возраст: 40
Недоношенные дети: уход в роддоме
Ваш ребенок родился раньше положенного срока. Он выглядит намного меньше своих сверстников, появившихся на свет вовремя. Ваше сердце может сжаться от страха, когда вы впервые увидите его. Как же обращаться со столь крохотным и беззащитным созданием?

В родзале
Акушеры-гинекологи знают: акушерскую помощь недоношенным детям следует оказывать очень бережно, чтобы не травмировать их и не оказывать давления на голову. После отделения от матери их переносят на заранее подготовленный согретый пеленальный стол, под лучи электрического рефлектора. Все манипуляции первого туалета производят осторожно, но быстро и четко. Затем ребенка заворачивают в теплые, стерильные пеленки, в одеяло с грелкой или помещают в согретый переносной кувез и доставляют в палату для недоношенных детей. Из одежды таким крохам сразу после рождения особенно подходят мягкие фланелевые кофточки с капюшоном и длинными рукавами. На голову и ножки рекомендуется сразу же надеть шапочку и носки.

Не все дети, рожденные раньше "официального" срока, непременно попадают в отделения, специализирующиеся на выхаживании недоношенных. Принимая решение о необходимости помещения родившегося раньше срока малыша в отделение реанимации или интенсивной терапии новорожденных, врачи учитывают не только его гестационный возраст (срок беременности, в который малыш появился на свет), но и соотношение веса и роста, наличие проблем с дыханием, врожденных аномалий или пороков развития, заболеваний, особенно инфекционных, и многие другие факторы.

Если, по мнению врачей, состояние новорожденного не представляет угрозы его жизни и здоровью, ребенка выписывают домой в обычные сроки.

Если требуется реанимация...
Итак, первый возможный этап выхаживания детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями - по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких.

Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу - подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками - через зонд - тонкую трубочку, введенную в желудок.

В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов малыш подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, а также вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги.

Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Например, в легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс - газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ - из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, - альвеолы. Вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24-й неделе беременности, поэтому глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество.

Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети также помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода.

Метод " кенгуру"
Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, а это достигается методом "кенгуру". Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинам не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными оборудованием для поддержания постоянной температуры.

Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери, - у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, а на ребенка надеты подгузник и иногда - шапочка. Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура малыша контролируется медицинской сестрой или мониторами.

Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, так же как и сердцебиение, и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа новорожденного заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии малыш все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием.

В крупных родильных домах для недоношенных детей выделяют отдельные палаты, специально оборудованные и обслуживаемые наиболее квалифицированным персоналом. Там, где нет возможности выделить отдельную палату, перегородками отделяют наиболее хорошо освещенную и проветриваемую часть детской комнаты, которую утепляют и соответствующим образом оборудуют. Температура воздуха поддерживается в пределах 23-27 °С, а в кроватке - 25-30 °С. Рядом с ребенком под одеяло для точного контроля кладут термометр.

Первое кормление недоношенного ребенка обычно начинается через 6-8 часов после рождения. Частота и методы кормления определяются в соответствии со степенью недоношенности и другими индивидуальными особенностями.

Как выглядит недоношенный малыш
Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение его весьма своеобразно: голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.

Недоношенный новорожденный отличается рядом анатомических особенностей: вес его обычно ниже 2500 г; рост менее 45 см, а окружность головы, наоборот, на 3-4 см превышает окружность груди. Поэтому голова кажется большой по сравнению с туловищем, швы и роднички (малый - в области темени и большой - надо лбом) - широкие; уши очень мягкие и плотно прилегают к черепу; кожа тонкая, обильно покрытая пушком, особенно на лице, щеках, лбу. Подкожножировой слой выражен незначительно. У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует. Тонкий голос, иногда подобный писку, является следствием недоразвития голосовых связок. Пупок расположен низко. Стенки сосудов бедны эластическими волокнами, вследствие чего во время родов могут возникать внутричерепные кровоизлияния.

Физиология недоношенного
Поскольку срок внутриутробного развития недоношенных детей был меньше, им необходимы индивидуальное питание, теплота и защита, приходящие извне. У малышей может быть не полностью развита способность сосать грудь, и потому иногда первое время их приходится кормить через зонд или даже внутривенно. Кроме того, у них меньше уровень глюкозы в крови из-за незрелости печени. Иммунная система этих детей слаба, поэтому их часто помещают в специальный инкубатор, где они защищены от инфекции и получают необходимое тепло. Иногда им требуется искусственное дыхание, поскольку в их легких не хватает поверхностно-активных веществ (сурфактанта), облегчающих поступление воздуха. В этих случаях проводят вентиляцию легких. Безусловные рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют, в том числе даже жизненно важные рефлексы - глотания и сосания. Мышечный тонус может быть снижен (в этом случае малыш расслаблен, лежит с раскинутыми ручками и ножками) или, наоборот, повышен (ручки и ножки прижаты к туловищу, с трудом распрямляются). Вследствие незрелости центра терморегуляции недоношенные не могут поддерживать температуру тела на должном уровне, поэтому они легко охлаждаются и даже не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22-й и 34-й неделями беременности, поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям периода внутриутробного развития они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей.

Поведение недоношенных несколько отличается от поведения остальных новорожденных: у них более глубокий сон, меньшее количество движений, сниженная общая двигательная активность, тонкий однообразный крик, они чаще испытывают отрицательные эмоции и выражают недовольство.

Незрелость систем организма, вообще характерная для новорожденных, у недоношенных выражена особенно резко и особенно медленно ликвидируется. Так, нарушения теплорегуляции являются следствием недоразвития регулирующих тепло центров и большой потери тепла.

Известно, что относительная поверхность тела (на единицу массы) у недоношенных больше, чем у доношенных детей. Некоторую роль в большой потере тепла играет отсутствие подкожножирового слоя, а также недостаточность окислительных процессов и обмена веществ в целом. Поэтому недоношенных детей следует особенно оберегать от охлаждения, перегревания, внезапных и резких колебаний окружающей температуры.

Дыхание у недоношенных более учащенное, поверхностное, неритмичное. Приступам асфиксии (острой кислородной недостаточности вследствие остановки дыхания) особенно подвержены дети весом до 2 кг: при различных манипуляциях (пеленании, кормлении), а иногда и в состоянии покоя ребенок вдруг перестает дышать, синеет и в таком состоянии может оставаться в течение нескольких секунд. Затем чаще всего он самостоятельно возвращается в обычное состояние. В противном случае ему требуются искусственное дыхание либо растирание грудной стенки, вдыхание кислорода, а может быть, даже горячая ванна (температура воды - до 39-40 °С). Если такие явления наблюдаются, малыша надо обязательно показать врачу. Часто в таких случаях его на какой-то период помещают в специальную кроватку с регулируемой температурой и подачей кислорода для создания комфортных условий жизни, необходимый ему для более успешного прохождения периода адаптации к окружающему миру после рождения.

Пищеварительная система недоношенного ребенка также пока работает не в полную силу. Может отмечаться слабость сосательных движений из-за незрелости сосательного рефлекса, а это составляет одну из главных трудностей вскармливания такого новорожденного. Важно знать, что иммунитет (защитные силы) к инфекции у недоношенных детей, как правило, снижен. Поэтому они легко подвержены любым вирусным инфекциям (например, гриппу), пневмонии, септическим заболеваниям. Следовательно, недоношенного ребенка надо беречь от каких бы то ни было контактов с другими людьми, ведь сейчас его судьба полностью зависит от степени незрелости, условий внешней среды, бережного ухода и питания.

"Тепличные условия"
Сохранение оптимальной температуры помещения в первые дни жизни крайне важно не только для выживания, но и для дальнейшего полноценного развития недоношенных новорожденных, который позволяет еще недостаточно зрелому организму противостоять агрессивному воздействию внешних факторов среды, в связи с тем, что возможности терморегуляции ограничены. Обусловлено это относительно большей поверхностью кожных покровов в сравнении с массой тела, что приводит к значительной потере тепла. Недостаточность развития подкожного жирового слоя в сочетании с выраженной сетью сосудов кожи также способствует усиленной теплоотдаче. Потому недоношенные дети легко охлаждаются, а излишнее внешнее согревание быстро приводит к перегреванию, что создает определенные трудности в процессе ухода за ними. Данное обстоятельство послужило поводом к разработке систем медицинской техники, которые могли бы моделировать тепловой комфорт внешней среды, сравнимый с "материнским теплом", столь необходимым недоношенному ребенку для созревания.

В родильных домах и отделениях для недоношенных детей в специальных детских стационарах используют кювезы. Простейший из них имеет вид открытой сверху ванны с двойными стенками, между которыми циркулирует горячая вода (ее температура до 50-60 °С). Новейшие модели имеют электрический нагрев воды с регуляцией ее температуры и влажности воздуха и с автоматической подачей кислорода.

Инкубаторный (кувезный), с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживаются оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыхании.

Сроки пребывания в кувезе зависят от массы тела при рождении, зрелости и общего состояния ребенка. Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой тела до 1500 г -8-14 дней, а с массой до 1750 г - 7-8 дней.

Елена Мяукина
врач-педиатр,
консультативно-диагностическая поликлиника Медицинского центра управления делами Президента РФ
Статья из октябрьского номера журнала

24.10.2005
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4869

_________________
Gloria 08.08.2002
Lucia 09.10.2004
Bianka 24.08.2006
Meribel 20.06.2010
Leonard 04.02.2014


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Недоношенность ребенка влияет на формирование личности
СообщениеДобавлено: 17 авг 2011, 08:42 
Не в сети
ку-ку, гостей принимаете?

Зарегистрирован: 17 авг 2011, 07:51
Сообщений: 12
Mishel писал(а):

Дети, рожденные задолго до предполагаемой даты родов, во многих случаях вырастают более замкнутыми и чаще склонны к депрессии, чем дети, рожденные в срок, сообщает журнал Pediatrics.


Ох, видели бы вы мою эту "замкнутую". Очень любит других деток, очень любит играть с ними, вечно улыбается, вечно болтает =))))


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
 cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB